Все контрольные приборы автомобиля объединены в комбинацию приборов
Она включает в себя: электронные спидометр и тахометр, жидкокристаллический индикатор счетчика общего и суточного пробега (одометр), жидкокристаллический индикатор часов и температуры окружающего воздуха, указатель температуры охлаждающей жидкости, указатель уровня топлива, двенадцать контрольных ламп и шесть ламп подсветки.
Работой приборов управляет электронный модуль, в который поступают сигналы от датчиков.
Указатели температуры и уровня топлива – магнитоэлектрического типа.
Стрелки тахометра и спидометра приводятся в действие шаговыми электродвигателями.
Электронная комбинация приборов ремонту не подлежит, за исключением замены контрольных ламп и ламп освещения приборов.
Составляющие узлы комбинации приборов в запасные части не поставляются.
Поэтому в случае отказа одного из приборов комбинацию следует заменять в сборе.
Чтобы не повредить стекло комбинации приборов, не очищайте его с помощью каких-либо растворителей.
Можно промыть его слабым мыльным раствором. Лучше всего пользоваться очистителем стекол, например «Секунда».
Методика поиска неисправностей приборов
Когда стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится постоянно в начале шкалы, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика указателя и соедините наконечник провода с «массой».
Если стрелка отклоняется, то неисправен датчик и его необходимо заменить, а если не отклоняется, то проверьте указатель в комбинации приборов и провод, соединяющий датчик и указатель.
Если указатель температуры неисправен, то замените комбинацию приборов.
Методика проверки указателя уровня топлива аналогична описанной выше.
Если стрелка указателя находится постоянно в начале шкалы и не отклоняется после замыкания с «массой» наконечника провода, отсоединенного от датчика, то проверьте указатель.
Если указатель уровня топлива неисправен, то замените комбинацию приборов.
Снятие и установка комбинации приборов описана в статье - Снятие и установка комбинации приборов Niva Chevrolet
Проверка приборов
Комбинация приборов имеет встроенную систему самодиагностики. Эта система позволяет провести тестирование комбинации приборов на автомобиле.
1. При выключенном зажигании нажмите и удерживайте кнопку сброса показаний суточного пробега.
Включите зажигание и отпустите кнопку. После этого комбинация приборов переходит в режим «тест»: стрелки всех приборов три раза совершают движение на весь диапазон шкалы и высвечиваются все сегменты жидкокристаллического индикатора (ЖКИ).
2. Очистите память процессора электронной комбинации приборов, нажав на кнопку сброса показаний одометра и удерживая ее не менее 5 с.
3. Проведите повторное тестирование.
После этого кратковременно нажмите и отпустите кнопку сброса показаний одометра.
На ЖКИ появится номер варианта программного обеспечения процессора (Uer 0.8, Uer 1.1 или другой).
4. При повторном нажатии кнопки сброса появится один из следующих кодов:
0 – неисправности отсутствуют;
1 – неисправен микропроцессор;
2 – обрыв цепи датчика указателя уровня топлива;
4 – повышенное напряжение в бортовой сети (больше 16+1,8 В);
8 – пониженное напряжение в бортовой сети (меньше 8–0,6 В).
Если неисправностей несколько, высвечивается соответствующая сумма кодов, например: 6 (2+4), 10 (2+8), 12 (4+8), 14 (2+4+8).
Также можно проверить указатель температуры охлаждающей жидкости. Для этого воспользуйтесь справочными данными из таблицы.
Данные для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости
Показания указателя, °С |
Заданное сопротивление датчика, Ом |
Допуск показаний в градусах угла поворота |
50 |
702,5 |
±4,5 |
90 |
175,5 |
±4,5 |
115 |
86,5 |
±2,0 |
Проверка датчиков контрольных приборов
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости имеет переменный резистор, изменяющий свое сопротивление в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.
Для проверки датчика измерьте сопротивление на его выводах при помощи омметра и сравните с данными, приведенными в таблице.
Данные для проверки датчика указателя температуры охлаждающей жидкости
Температура, °С |
Напряжение, подводимое к датчику, В |
Сопротивление датчика, Ом |
30 |
8 |
1350-1880 |
50 |
7,6 |
585-820 |
70 |
6,85 |
280-390 |
90 |
5,8 |
155-196 |
Датчик контрольной лампы давления масла установлен в головке блока цилиндров.
Контакты датчика должны замыкаться и размыкаться при давлении 20–60 кПа (0,2–0,6 кгс/см2).
Датчик указателя уровня топлива объединен с электробензонасосом, установленным в топливном баке.
Датчик имеет переменный резистор из нихромовой проволоки.
Подвижный контакт резистора перемещается под действием рычага с поплавком.
При пустом баке (нижнее положение поплавка) сопротивление датчика должно быть 315–345 Ом, с баком, наполненным наполовину, – 108–128 Ом, а при полном баке – не более 7 Ом.
Возможные неисправности контрольных приборов, их причины и способы устранения
Причина неисправности - Способ устранения
Не работает указатель температуры или уровня топлива
Повреждена комбинация приборов - Проверьте комбинацию приборов и в случае неисправности замените
Неисправен датчик прибора - Замените датчик
Повреждены провода или окислены их наконечники - Замените поврежденные провода, зачистите наконечники
Не работают контрольные лампы
Перегорела лампа - Замените лампу
Неисправен датчик лампы - Замените датчик
Повреждены провода или окислены их наконечники - Замените поврежденные провода, зачистите наконечники
Недостаточный прижим контактов патрона лампы к печатной плате - Подогните контакты патрона лампы или замените патрон