В комплектации последних моделей Лада Калина применяется электронная педаль газа.
Калина с Е-Газ так же оборудованы новыми дроссельными заслонками и новыми контроллерами ЭБУ — M74 и Bosch M17.9.7
Педаль газа электронная, она не имеет механической связи с дроссельной заслонкой.
Управление двигателем полностью электронное. Водитель, нажимая педаль газа, только обозначает, какое ускорение он желал бы придать автомобилю, а система управления двигателем реализует это.
Тоже происходит, когда водитель ослабляет нажим на педаль газа, удерживает ее нажатой в одном положении или совсем убирает ногу с педали газа.
Такую систему называют «Е-газ» (E-GAZ). Двигатели с такой системой могут соответствовать экологическим стандартам ЕВРО IV─V.
Электронная педаль газа состоит из пластмассового рычага, который выполнен заодно с педалью и двух датчиков, встроенных в кронштейн. Все элементы представляют собой единую конструкцию, которую иногда называют модулем педали газа.
Каждый датчик положения педали газа (встроенный в кронштейн педали газа) представляет собой потенциометр, подвижный контакт которого жестко связан с поворотной осью рычага педали.
Электронный блок управления (ЭБУ) по сигналам датчиков непрерывно отслеживает положение педали.
Изменение положения контролируется по меняющемуся сопротивлению на выводах обоих датчиков.
В соответствии с этими параметрами ЭБУ подает управляющие команды на мотор-редуктор дроссельного узла и на топливные форсунки.
В результате износа подвижных контактов или токопроводящих дорожек, датчики могут выйти из строя или поступающие с них сигналы будут не корректны.
При нарушении сигналов двигатель будет работать неустойчиво, возможны «провалы» на переходных режимах.
При работе на холостом ходу частота вращения коленчатого вала двигателя может самопроизвольно меняться.
В случае, выхода из строя одного из датчиков (иди его цепи), загорится контрольная лампа неисправности системы управления двигателем.
Если за контрольное время сигнал с датчика не восстановится, ЭБУ переведет систему на резервный режим работы. В этом режиме при резком нажатии педали газа до упора, обороты будут расти медленно.
На автомобиле можно будет продолжить движение до места ремонта своим ходом. Возможно некоторое увеличение расхода топлива и изменение некоторых других технических показателей двигателя.
В случае, когда из строя выйдут оба датчика, ЭБУ переведет систему управления двигателем в аварийный режим работы, двигатель будет работать только на оборотах чуть выше холостого хода (1500 мин-1).
При этом автомобиль сохраняет способность самостоятельно двигаться, хотя и с медленной скоростью.
Это позволит в случае необходимости покинуть перекресток, съехать на обочину или переместить автомобиль в безопасное место на небольшое расстояние.
Проверка и замена электронной педали газа
датчик положения педали газа ремонту не подлежит, в случае неисправности электронную педаль газа заменяют в сборе. Необходимость выполнения работы определяем в ходе проверки технического состояния системы управления двигателем.
Для выполнения работы потребуется мультиметр.
Снятие
1. Отсоединяем минусовую клемму от АКБ.
2. Нажимаем фиксаторы колодки жгута проводов и отсоединяем колодку от датчика педали газа.
Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем три гайки крепления педали газа.
Снимаем педаль газа со шпилек
Проверка
Мультиметром в режиме омметра можно проверить состояние подвижных контактов и токопроводящих дорожек датчиков положения педали газа. Для этого:
Подсоединяем один щуп мультиметра к выводу 4, а другой щуп к выводу 2.
Медленно перемещая педаль газа, по прибору контролируем электрическое сопротивление, которое должно плавно уменьшаться.
Повторяем проверку,подсоединив мультиметр к выводам 4 и 3
Аналогично проверяем токопроводящую дорожку другого датчика,последовательно подсоединяя мультиметр к выводам 1—6 и 6—5
Если при проверке любой из дорожек сопротивление будет меняться скачками, датчик следует заменить.
№ вывода |
Датчики |
Назначение вывода |
1 |
Датчик №2 |
Напряжение (+3,3В) |
2 |
Датчик №1 |
Напряжение (+3,3В) |
3 |
«масса» |
|
4 |
Сигнал с датчика №1 |
|
5 |
Датчик №2 |
«масса» |
6 |
Сигнал с датчика №2 |
Установка
Устанавливаем педаль газа в обратной последовательности. Чтобы случайно не погнуть выводы в разъеме датчика педали газа, перед установкой подсоединяем колодку проводов.
Затем надеваем кронштейн педали газа на шпильки. Гайки крепления педали затягиваем моментом 6 - 8 Нм.
При эксплуатации нужно помнить, что на Вашем автомобиле установлены педали связанные с электроникой. Стараться не допускать попадания влаги на педали. Нужно пользоваться ковриками и т д.