Ремонт рулевого механизма автомобиля Лада Калина
Снимаем рулевой механизм.
Снимаем чехол рулевого механизма.
Снимаем опору рулевых тяг.
Вставляем бородок в паз гайки крепления трубы картера и отворачиваем гайку, нанося удары по бородку (правая резьба)
Снимаем трубу картера рулевого механизма
Отжимаем отверткой два фиксатора втулки, расположенной внутри трубы.
И вынимаем втулку
Снимаем с втулки два резиновых уплотнительных кольца
Втулка рейки рулевого механизма (стрелками показаны фиксаторы)
Если необходимо заменить гайку, щипцами для снятия стопорных колец разжимаем и снимаем стопорное кольцо.
Снимаем гайку крепления трубы.
Вынимаем из регулировочной гайки упора рейки резиновую заглушку.
Шабером удаляем замятый металл в местах контровки регулировочной гайки упора
Специальным ключом на 24 с внешней восьмигранной головкой отворачиваем гайку упора
Вынимаем пружину упора
Поддев отверткой снимаем уплотнительное кольцо
Ударом картера о деревянный брусок выбиваем упор рейки.
Поддев отверткой снимаем вкладыш с упора
В проточке упора установлено резиновое уплотнительное кольцо
Снимаем с картера резиновое кольцо, уплотняющее отверстие для рулевого механизма на щитке передка
Снимаем пыльник с вала шестерни
Шестигранником на 6 отворачиваем два винта (показаны стрелками)
И снимаем крышку картера
Снимаем сепаратор с роликами упорного подшипника
Снимаем уплотнительное кольцо крышки
Вынимаем рейку из картера
Выпрессовываем вал-шестерню, зажав вал в тисках с накладками губок из мягкого металла и отжимая картер монтажной лопаткой вверх
Вынимаем вал-шестерню с подшипником из картера.
Поддеваем отверткой и снимаем стопорное кольцо втулки
Вынимаем втулку вала-шестерни в сборе с опорной пластиной
При необходимости замены игольчатого подшипника сверлом 4 мм сверлим в картере два диаметрально расположенных отверстия, так чтобы они выходили к торцу наружного кольца игольчатого подшипника.
Через просверленные отверстия стержнем соответствующего диаметра выбиваем наружное кольцо подшипника из картера.
Съемником спрессовываем шариковый подшипник вала-шестерни с внутренним кольцом роликового упорного подшипника
Съемником спрессовываем с вала внутреннее кольцо игольчатого подшипника.
Отверткой поддеваем и вынимаем сальник вала-шестерни из крышки картера
Если необходимо заменить наружное кольцо роликового упорного подшипника
Шабером удаляем выдавленный металл в четырех местах и вынимаем кольцо.
Сборка
Обильно смазываем подшипники, зубья рейки и шестерни, пластмассовую втулку рейки смазкой Фиол-1. Собираем рулевой механизм в обратной последовательности
Наружное кольцо игольчатого подшипника запрессовываем в картер оправкой подходящего диаметра.
Для заделки отверстий в картере можно применить «быструю сталь» или «холодную сварку».
Запрессовываем вал-шестерню с шариковым подшипником в картер отрезком трубы подходящего диаметра или высокой головкой, прикладывая усилие к наружному кольцу подшипника.
Можно запрессовать вал-шестерню в картер, оперев наружное кольцо подшипника на губки тисков.
Затем надеваем картер на подшипник
И напрессовываем картер легкими ударами молотка через деревянный брусок
Запрессовываем сальник вала шестерни в крышку через оправку или головку заподлицо с торцом крышки
Вставляем рейку в картер рулевого механизма.
Устанавливаем трубу
После затяжки гайки закерниваем ее
Поворачиваем вал-шестерню , так чтобы лыска на нем была расположена с правой стороны.
Передвигаем рейку, так чтобы опора рулевых тяг, установленная на рейке, располагалась посередине паза трубы.
Вставляем упор рейки, пружину упора и заворачиваем гайку упора. Гайку упора рекомендуется заменить на новую.
Регулируем зазор в зацеплении шестерни с рейкой.
Для этого устанавливаем рейку в среднее положение и блокируем ее от перемещения.
Вставляем в отверстие регулировочной гайки упора ножку индикатора часового типа до касания наконечника ножки с упором рейки.
Диаметр наконечника ножки индикатора должен быть не менее 3,5 мм чтобы ножка уперлась в торцевую поверхность 1 упора, а не провалилась в его отверстие 2 (для наглядности показано на демонтированном упоре).
Прикладываем к валу-шестерне крутящий момент 15 Н·м (1,5 кгс·м), при этом шестерня отталкивает рейку и упор.
По показаниям индикатора определяем величину перемещения упора, которая соответствует фактической величине зазора в зацеплении. Если она превышает 0,05 мм – заворачиваем регулировочную гайку, добиваясь указанной величины перемещения упора.
После этого, разблокировав рейку, проверяем легкость вращения ведущей шестерни во всем диапазоне хода рейки.
Отрегулировав зазор в зацеплении шестерни с рейкой, закерниваем гайку упора