Двигатели ЗМЗ-402 устанавливают на автомобили «Волга», «УАЗ», «Газель»

Двигатели неплохо зарекомендовали себя во время эксплуатации. Неприхотливые и легко ремонтируемые, в гаражных условиях.

Двигатели рядные четырехцилиндровые, оборудованы карбюраторами и бесконтактной системой зажигания.

Оба аналогичны по конструкции, но двигатель мод. 4021 дефорсированный.

Вид двигателя с левой стороны: 1 - стартер; 2 - тяговое реле; 3 - маслопровод; 4 - топливный насос; 5 - кронштейн опоры двигателя; 6 - датчик аварийного давления масла; 7 - масляный фильтр; 8 - шкив коленчатого вала; 9 - шкив водяного насоса; 10 - водяной насос; 11 - термостат; 12 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 13 - фильтр тонкой очистки топлива; 14 - свеча зажигания; 15 - распределитель зажигания; 16 - крышка толкателей; 17 - привод распределителя зажигания и масляного насоса

Рис. 1. Вид двигателей мод. 402 и 4021 с левой стороны

Вид двигателя с правой стороны: 1 - шкив коленчатого вала; 2 - датчик указателя давления масла; 3 - выпускной коллектор; 4 - масляный картер; 5 - кран слива охлаждающей жидкости; 6 - головка блока цилиндров; 7 - впускная труба; 8 - карбюратор; 9 - пробка маслозаливной горловины; 10 - крышка клапанного механизма; 11 - термостат; 12 - шкив водяного насоса; 13 - генератор

Рис. 2. Вид двигателей мод. 402 и 4021 с правой стороны

Поперечный разрез двигателя: 1 - масляный насос; 2 - масляный картер; 3 - пробка слива масла; 4 - крышка шатуна; 5 - коленчатый вал; 6 - крышка коренного подшипника; 7 - шатун; 8 - поршень; 9 - гильза цилиндра; 10 - выпускной коллектор; 11 - впускная труба; 12 - направляющая втулка клапана; 13 - клапан; 14 - маслоочиститель системы вентиляции картера; 15 - крышка оси рычагов клапанов; 16 - рычаг клапана; 17 - ось рычагов клапанов; 18 - штанга толкателя; 19 - распределитель зажигания; 20 - привод распределителя зажигания; 21 - толкатель; 22 - распределительный вал; 23 - стартер

Рис. 3. Поперечный разрез двигателей мод. 402 и 4021

Блок цилиндров отлит из алюминиевого сплава. В него вставлены гильзы цилиндров, отлитые из износостойкого чугуна.

В нижней части блока выполнены пять опор коренных подшипников.

Крышки коренных подшипников изготовлены из ковкого чугуна и крепятся к блоку двумя шпильками.

Крышки подшипников обрабатывают совместно с блоком, поэтому их нельзя менять местами.

Крышка первого подшипника обработана по торцам совместно с блоком для установки двух упорных шайб для ограничения осевого перемещения коленчатого вала.

На крышках 2-го, 3-го и 4-го подшипников выбиты их порядковые номера.

К переднему торцу блока крепится крышка распределительных шестерен, отлитая из алюминиевого сплава, в которую вставлена манжета коленчатого вала.

К заднему торцу блока крепится картер сцепления. Снизу к блоку крепится масляный картер, сверху — головка блока цилиндров.

Головка блока отлита из алюминиевого сплава. В ней вертикально установлены впускные и выпускные клапаны.

Привод клапанов осуществляется от распределительного вала, расположенного в блоке цилиндров, через толкатели, штанги и коромысла.

Ось коромысел клапанов установлена в головке блока на стойках.

В головке блока с большим натягом установлены седла и направляющие втулки клапанов.

В нижней части головки блока выполнены камеры сгорания.

Головки блоков двигателей мод. 402 и 4021 отличаются по объему камер сгорания и высоте.

Высота головки блока двигателя мод. 402 равна 94,4 мм, мод. 4021 — 98 мм.

Сверху головка блока закрыта выштампованной из листовой стали крышкой.

Поршни отлиты из алюминиевого сплава, донышко поршня плоское.

Для правильной установки поршня в цилиндр на боковой стенке у бобышки под поршневой палец отлита надпись: «Перед».

Поршень устанавливают в цилиндр так, чтобы эта надпись была обращена к передней части двигателя.

На каждом поршне установлены два компрессионных и одно маслосъемное кольца.

Верхнее компрессионное кольцо отлито из высокопрочного чугуна.

Рабочая поверхность этого кольца покрыта слоем хрома для увеличения износостойкости.

Рабочая поверхность нижнего компрессионного кольца, отлитого из серого чугуна, покрыта слоем олова, что улучшает его приработку.

На внутренней поверхности этого кольца есть проточка.

Кольцо должно устанавливаться этой проточкой вверх, к днищу поршня.

Маслосъемное кольцо состоит из четырех элементов: двух стальных дисков и двух расширителей, осевого и радиального.

Рабочая поверхность дисков покрыта слоем хрома.

Поршень крепится к шатуну поршневым пальцем «плавающего» типа, т.е. палец не закреплен ни в поршне, ни в шатуне.

От перемещения палец удерживается двумя пружинными стопорными кольцами, которые установлены в канавках бобышек поршней.

Шатуны стальные кованые, со стержнем двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована втулка из оловянистой бронзы.

Нижняя головка шатуна с крышкой, которая крепится двумя болтами. Гайки шатунных болтов стопорятся герметиком «Унигерм–9».

Крышки шатунов обрабатывают совместно с шатуном, поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой.

На шатунах и крышках шатунов выбиты номера цилиндров.

В стержне шатуна у нижней головки выполнено отверстие для смазывания зеркала цилиндра.

Это отверстие должно быть направлено вправо в сторону, противоположную распределительному валу.

Масса поршней, собранных с шатуном, не должна отличаться более чем на 12 г для разных цилиндров.

В нижнюю головку шатуна устанавливают тонкостенные шатунные вкладыши.

Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна.

От осевого перемещения вал удерживается упорными шайбами, установленными на передней шейке.

В заднем торце вала есть гнездо для установки шарикового подшипника первичного вала коробки передач.

К заднему концу коленчатого вала четырьмя болтами крепится маховик, отлитый из серого чугуна.