Система выпуска отработавших газов ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 состоит из выпускного коллектора, приемной трубы, дополнительного и основного глушителей
На автомобилях с системой впрыска между приемной трубой и дополнительным глушителем установлен нейтрализатор отработавших газов.
На этих автомобилях в приемную трубу (сразу после перехода двух тонких труб в одну) вварена резьбовая втулка под датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд).
Отличается и дополнительный глушитель — его передняя труба короче и снабжена фланцем для крепления нейтрализатора.
Глушители и нейтрализатор — неразборные узлы и при выходе из строя должны заменяться новыми.
Выпускной коллектор отлит из чугуна. Между ним и головкой цилиндров установлена металлоармированная термостойкая прокладка.
К коллектору на четырех шпильках крепится приемная труба.
Соединение уплотнено термостойкой прокладкой.
Гайки крепления – латунные или омедненные и зафиксированы от отворачивания стопорными пластинами (одна на две гайки), края которых отгибаются на грани гаек.
Приемная труба дополнительно прикреплена хомутом к кронштейну на коробке передач.
На автомобилях с карбюраторными двигателями трубы глушителя вдвигаются друг в друга и фиксируются обжимными хомутами.
На автомобилях, оснащенных системой впрыска, соединения нейтрализатора с дополнительным глушителем и приемной трубой – фланцевые, переднее – с шаровым шарниром (трубы могут поворачиваться друг относительно друга на небольшой угол без потери герметичности), его крепежные болты подпружинены. Нейтрализатор служит для уменьшения выбросов в атмосферу оксида углерода и оксидов азота.
Он состоит из двух керамических блоков с множеством пор, покрытых так называемыми катализаторами дожига: родием, палладием, платиной.
Проходя через поры нейтрализатора, токсичный оксид углерода (СО) превращается в малотоксичный диоксид (СО 2), а оксиды азота восстанавливаются до безвредного азота.
Степень очистки газов в исправном нейтрализаторе достигает 90–95%.
Для нормальной работы нейтрализатора состав отработавших газов (в частности, содержание в них кислорода) должен находиться в строго заданных пределах.
Эту функцию выполняет контроллер, изменяя количество подаваемого топлива в зависимости от показаний датчика кислорода.
Нейтрализатор и датчик кислорода весьма чувствительны к соединениям свинца – «отравившись» ими, они перестают работать.
Поэтому если автомобиль оснащен нейтрализатором, категорически запрещается его эксплуатация (даже кратковременная) на этилированном бензине.
Другая причина выхода из строя нейтрализатора – перебои в системе зажигания: несгоревшее топливо догорает в нейтрализаторе, повреждая керамику.
Это может привести к закупорке выпускной системы и остановке двигателя (или сильной потере мощности).
Основной глушитель расположен в нише в задней части кузова. Он прикреплен к кронштейнам кузова на двух резиновых подушках.
Средняя часть выпускной системы (с дополнительным глушителем) не имеет точек крепления к кузову.
Для защиты пола кузова от чрезмерного нагрева над основным глушителем закреплен защитный экран.
Обслуживание системы выпуска заключается в периодическом осмотре труб и глушителей на предмет коррозии и в подтяжке или замене ослабленных соединений.