Бесконтактная система зажигания карбюраторного двигателя ВАЗ-2110

Бесконтактная система зажигания состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, свечей, выключателя зажигания и проводов высокого и низкого напряжения.

Конструкция бесконтактной системы зажигания карбюраторного двигателя ВАЗ-2110

Датчик-распределитель зажигания типа 40.3706 или 40.3706-01, четырехискровой, неэкранированный, с датчиком управляющих импульсов (Холла) и встроенными вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Датчик-распределитель выполняет две основные функции: во-первых, задает момент искрообразования в зависимости от начальной его установки, числа оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель, а во-вторых, распределяет импульсы высокого напряжения («искру») по цилиндрам в соответствии с порядком их работы. Для этого служит ротор (бегунок), надетый на валик датчика распределителя.

Для того чтобы не ошибиться при сборке, бегунок и крышка датчика-распределителя устанавливаются на датчик-распределитель только в одном положении, так же как и его валик.

В бегунке размещен помехоподавительный резистор сопротивлением 1 кОм.

Конструкция бесконтактной системы зажигания карбюраторного двигателя ВАЗ-2110

Проверить работоспособность датчика Холла можно, собрав схему, показанную на рисунке 2.

Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, следим за показаниями вольтметра. Напряжение должно резко меняться от минимального (не более 0,4 В) до максимального (не более, чем на 3 В меньше напряжения питания).

Если стальной экран с прорезями задевает за датчик (определяется по легкому заеданию или царапающему звуку при вращении валика, а также после частичной разборки датчика-распределителя), проверьте осевой люфт валика (не более 0,35 мм, регулируется подбором шайб) и посадку экрана на валике.

При необходимости замените валик в сборе. Неисправный датчик Холла ремонту не подлежит (за исключением обрыва проводов между самим датчиком и колодкой на корпусе датчика-распределителя).

Грубо оценить исправность вакуумного регулятора можно непосредственно на автомобиле.

Датчик-распределитель зажигания типа 40.3706 или 40.3706-01

На заведенном двигателе отсоединяем от штуцера карбюратора вакуумный шланг, ведущий к регулятору.

Если теперь создать в шланге разрежение (можно ртом), обороты мотора должны возрасти, а при снятии разрежения – вновь снизиться. Разрежение должно сохраняться по крайней мере несколько секунд, если пережать шланг. Визуально в работоспособности вакуумного регулятора можно убедиться, частично разобрав датчик-распределитель и подавая разрежение к впускному штуцеру регулятора.

При этом пластина с датчиком Холла должна поворачиваться на угол 7±1°, а при снятии разрежения – без заедания возвращаться обратно.

Точную проверку и настройку вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания производят на специальных стендах. В домашних условиях это делать не рекомендуется.

При выходе из строя вакуумного регулятора его следует заменить, при неисправности центробежного – заменить датчик-распределитель.

Коммутатор типа 3620.3734 или 76.3734 размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания.

Коммутатор проверяется осциллографом по специальной методике, он не ремонтопригоден. Нельзя отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании – это может вызвать его повреждение (как и других компонентов системы зажигания).

Катушка зажигания – типа 3122.3705 – сухая, с замкнутым магнитопроводом, или типа 8352.12 - маслонаполненная, с разомкнутым магнитопроводом.

Данные для проверки: сопротивление первичной обмотки при 25°С – 0,43±0,04 Ом (3122.3705) или 0,42±0,05 Ом (8352.12), вторичной обмотки – 4,08±0,4 кОм (3122.3705) или 5±1 кОм (8352.12). Сопротивление изоляции на массу – не менее 50 МОм.

Свечи зажигания – типа А17ДВР, или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или их импортные аналоги (с помехоподавительным сопротивлением 4-10 кОм).

Высоковольтные провода – с распределенным сопротивлением 2550±270 Ом/м. Не следует прикасаться к высоковольтным проводам на работающем двигателе – это может привести к электротравме.

Запрещается также запускать двигатель или позволять ему работать с разорванной высоковольтной цепью (снятыми проводами или крышкой датчика-прерывателя) – это может привести к прогару изоляции и выходу из строя электронных компонентов системы зажигания.

Как исключение возможна кратковременная проверка системы зажигания "на искру", при этом контакт проверяемого высоковольтного провода должен быть надежно закреплен на расстоянии 5-10 мм от "массы" автомобиля. Нельзя удерживать провод руками или инструментом (даже с изолированными ручками).

Возможные неисправности бесконтактной системы зажигания и методы устранения

Причина неисправности Метод устранения

Двигатель не запускается

  1. На коммутатор не поступают импульсы напряжения от бесконтактного датчика:

- обрыв в проводах между датчиком-распределителем зажигания и коммутатором;

Проделайте следующее: - проверьте провода и их соединения; поврежденные провода замените;

- неисправен бесконтактный датчик - проверьте датчик с помощью переходного разъема и вольтметра; неисправный датчик замените

  1. Не поступают импульсы тока на первичную обмотку катушки зажигания:

- обрыв в проводах, соединяющих коммутатор с выключателем или с катушкой зажигания;

Проделайте следующее: - проверьте провода и их соединения; поврежденные провода замените;

- неисправен коммутатор - проверьте коммутатор осциллографом; неисправный коммутатор замените

- не срабатывает выключатель зажигания - проверьте, замените неисправную контактную часть выключателя зажигания

  1. Не подается высокое напряжение к свечам зажигания:

- неплотно посажены в гнездах, оторвались или окислены наконечники проводов высокого напряжения;

- провода сильно загрязнены или повреждена их изоляция;

Проделайте следующее: - проверьте и восстановите соединения, очистите или замените провода;

- износ или повреждение контактного уголька, зависание его в крышке датчика-распределителя зажигания - проверьте и при необходимости замените контактный уголек;

- утечка тока через трещины или прогары в крышке или роторе датчика-распределителя зажигания, через нагар или влагу на внутренней поверхности крышки - проверьте, очистите крышку от влаги и нагара, замените крышку и ротор, если в них имеются трещины;

- перегорание резистора в роторе датчика-распределителя зажигания - замените резистор;

- повреждена катушка зажигания - замените катушку зажигания

  1. Замаслены электроды свечей зажигания или зазор между ними не соответствует норме - Очистите свечи и отрегулируйте зазор между электродами
  2. Повреждены свечи зажигания (трещина на изоляторе) - Замените свечи новыми
  3. Нарушен порядок присоединения проводов высокого напряжения к выводам крышки датчика-распределителя зажигания - Присоедините провода в порядке зажигания 1-3-4-2
  4. Неправильная установка момента зажигания 7. Проверьте, отрегулируйте момент зажигания

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

  1. Слишком раннее зажигание в цилиндрах двигателя - Проверьте, отрегулируйте момент зажигания
  2. Большой зазор между электродами свечей зажигания - Проверьте, отрегулируйте зазор между электродами

Двигатель неравномерно и неустойчиво работает при большой частоте вращения коленчатого вала

Ослабли пружины грузиков регулятора опережения зажигания в датчике-распределителе зажигания - Замените пружины, проверьте работу центробежного регулятора на стенде

Перебои в работе двигателя на всех режимах

  1. Повреждены провода в системе зажигания, ослаблено крепление проводов или окислены их наконечники - Проверьте провода и их соединения. Поврежденные провода замените
  2. Износ электродов или замасливание свечей зажигания, значительный нагар; трещины на изоляторе свечи - Проверьте свечи, отрегулируйте зазор между электродами, поврежденные свечи замените
  3. Износ или повреждение контактного уголька в крышке датчика-распределителя зажигания - Замените контактный уголек
  4. Сильное подгорание центрального контакта ротора датчика-распределителя зажигания - Зачистите центральный контакт
  5. Трещины, загрязнение или прогары в роторе или крышке датчика-распределителя зажигания - Проверьте, замените ротор или крышку
  6. Неисправен коммутатор - форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме - Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените

Двигатель не развивает полной мощности и не обладает достаточной приемистостью

  1. Неправильная установка момента зажигания - Проверьте, отрегулируйте момент зажигания
  2. Заедание грузиков регулятора опережения зажигания, ослабление пружин грузиков - Проверьте, замените поврежденные детали
  3. Неисправен коммутатор - форма импульсов на первичной обмотке катушки зажигания не соответствует норме - Проверьте коммутатор с помощью осциллографа, неисправный коммутатор замените