Топливный насос высокого давления (ТНВД) для дизелей тракторов МТЗ

На дизелях Д-242/ Д-243/Д-244 устанавливается рядный плунжер­ный топливный насос высокого давления 4УТНИ, а на дизелях Д-245/Д-245.5 - 4УТНМ-Т или 4УТНИ-Т. На дизелях Д-242/Д-243/Д-244 может устанавливаться топливный насос 49.111100402 (НД-21 /4) распределительного типа. Все модели насосов расположены с левой стороны дизеля и приводятся от коленчатого вала через промежуточную шестерню.

РТопливный насос 4УТНМ или 4УТНИис. 1

Топливные насосы имеют всережимный центробежный регулятор 7 и подкачивающий насос 3 (рис. 1). В регуляторе насоса разме­щается корректор подачи топлива и автоматиче­ский обогатитель топливоподачи на пусковых оборотах. Регулятор насосов 4УТНМ-Т и 4УТНИ-Т имеет пневматический ограничитель дымления (ПДК). Всережимный регулятор ре­гулирует подачу топлива в соответствии с на­грузочными и скоростными требованиями.

Топливный насос 4УТНМ или 4УТНИрис. 2

Подкачивающий насос 3 приводится экс­центриком кулачкового вала 13 (рис. 2). Рабочие детали насосов 4УТНМ и 4УТНМ-Т сма­зываются проточным маслом из системы смаз­ки дизеля, поступающим в корпус насоса через отверстие во фланце 2 (см. рис. 1). Слив масла из насоса в картер дизеля осуществляет­ся по сверлению фланца.

В головке топливного насоса рядного типа смонтированы четыре плунжерные пары, состоящие из плунжера 11 и втулки 10. Каждая плунжерная пара четырехсекционного топлив­ного насоса представляет собой отдельную на­сосную секцию.

крышка регулятора ТНВДрис. 3

Примечания:1. При установке на дизель нового или отремонтированного насоса необходимо залить 200 - 250 см3 моторного масла через масло­заливное отверстие на крышке регулятора, закры­ваемое пробкой 14 (рис. 3).

Насос топливный 49.1111004 Рис. 4

2. В топливном насосе 49.1111004 применяется автономная система смазки. После установки на дизель в картер этого насоса необходимо залить 100 - 120 см3 моторного масла через заливную пробку 6 на корпусе насоса (рис. 4).

Двухрычажный топливный насос 4УТНИ-1111007Рис. 5

 

В настоящее время вместо однорычажных топливных насосов (см. рис. 1) на дизелях устанавливаются рядные двухрычажные топ­ливные насосы 4УТНИ-1111007 (Д-242/Д-243/ Д-244) или 4УТНИ-Т-1111007 (Д-245.5/Д-245) (рис. 5), которые имеют два рычага:

- рычаг управления 7 - нижний с упором максимальных и минимальных оборотов холо­стого хода;

- рычаг останова и аварийного останова 6 служит для полного отключения подачи топли­ва в крайнем правом положении.

В двухрычажных топливных насосах при­менен также новый привод. Вместо шлицевой втулки 1 (см. рис. 1) с установочным фланцем 2 установлен фланец 1 (см. рис. 5) с тремя шпильками 9. Изменена конструкция шестерни привода топливного насоса. Конст­рукция привода однорычажного и двухрычажного топ­ливных насосов рассмотрена ниже.