При известном навыке и внимательности многие неисправности двигателя и его систем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы

Синий дым свидетельствует о попадании масла в камеры сгорания, причем постоянное дымление — признак сильного износа деталей цилиндропоршневой группы.

Появление дыма при перегазовках, после длительного прокручивания стартером, после долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигателем указывает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов.

Черный дым — признак слишком богатой смеси из-за неисправности системы управления двигателем или форсунок.

Сизый или густой белый дым с примесью влаги (особенно после перегрева двигателя) означает, что охлаждающая жидкость попала в камеру сгорания через поврежденную прокладку головки блока цилиндров.

При сильном повреждении этой прокладки жидкость иногда проникает и в масляный картер, уровень масла резко повышается, а само масло превращается в мутную белесую эмульсию.

Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влажную или холодную погоду — нормальное явление.

Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с открытым капотом, испускающий клубы пара.

Перегрев двигателя

Лучше, конечно, этого не допускать, почаще поглядывая на указатель температуры.

Но никто не застрахован оттого, что может неожиданно отказать термостат, электровентилятор или просто потечь охлаждающая жидкость.

Если вы упустили момент перегрева, не паникуйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные последствия.

Никогда сразу же не глушите двигатель — он получит тепловой удар и, возможно, остыв, вообще откажется заводиться.

Остановившись, дайте ему поработать на холостых оборотах, тогда в системе сохранится циркуляция жидкости.

Включите на максимальную мощность отопитель и откройте капот.

Если есть возможность, поливайте радиатор холодной водой. Только добившись снижения температуры, остановите двигатель.

Но никогда сразу не открывайте пробку расширительного бачка: на перегретом двигателе гейзер из-под открытой пробки обеспечен.

Не спешите, дайте всему остыть, так вы сохраните здоровье машины и ваше собственное здоровье.

Практически во всех инструкциях к автомобилю содержится рекомендация при пуске двигателя обязательно выжать сцепление.

Эта рекомендация оправдана только в случае пуска в сильный мороз, чтобы не тратить энергию аккумуляторной батареи на проворачивание валов и шестерен коробки передач в загустевшем масле.

В остальных случаях это просто рекомендация для того, чтобы автомобиль не тронулся, если по забывчивости включена передача.

Этот прием вреден для двигателя, так как через выжатое сцепление на упорный подшипник коленчатого вала передается значительное усилие, а при пуске (особенно холодном) смазка к нему долго не поступает.

Подшипник быстро изнашивается, коленчатый вал получает осевой люфт, трогание с места начинает сопровождаться сильной вибрацией.

Для того чтобы не портить двигатель, возьмите в привычку проверять перед пуском положение рычага переключения передач и пускать двигатель при затянутом стояночном тормозе, не выжимая сцепление без крайней необходимости.

Причина неисправности - Способ устранения

Нет давления в рампе

Засорены топливопроводы - Промойте и продуйте топливные трубопроводы

Неисправен топливный насос - Замените насос

Засорен топливный фильтр - Замените фильтр

Неисправен регулятор давления топлива - Замените регулятор

Неисправна система зажигания - Смотрите «Проверка системы зажигания»

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

Недостаточное давление в топливной рампе - Смотрите «Двигатель не пускается»

Неисправен регулятор холостого хода - Замените регулятор холостого хода

Подсос воздуха через шланги вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускную трубу с вакуумом - Подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените

Нарушены зазоры в механизме привода клапанов - Проверьте гидрокомпенсаторы, неисправные замените

Неисправна система зажигания - Смотрите «Система управления двигателем»

Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист

Неполное открытие дроссельной заслонки - Отрегулируйте привод дроссельной заслонки. Смотрите - "Регулировка троса привода дроссельной заслонки"

Неисправен датчик положения дроссельной заслонки - Замените датчик

Загрязнен воздушный фильтр - Замените фильтрующий элемент

Неисправна система зажигания - Смотрите «Электронная система управления двигателем»

Нарушены зазоры в механизме привода клапанов - Проверьте гидротолкатели, неисправные замените. Смотрите «Замена гидрокомпенсаторов».

Недостаточная компрессия – ниже 10кгс/см2

Пробита прокладка головки блока цилиндров - Замените прокладку

Прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец - Очистите кольца и канавки поршней от нагара, замените поврежденные кольца и поршень

Плохое прилегание клапанов к седлам - Замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла

Чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец - Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры

Недостаточное давление масла в прогретом двигателе

Использование масла несоответствующей марки - Замените масло

Разжижение или вспенивание масла из-за проникновения в поддон топлива или охлаждающей жидкости - Устраните причины проникновения. Замените масло.

Загрязнение рабочей полости или износ деталей масляного насоса - Промойте, отремонтируйте или замените масляный насос

Засорение масляного фильтра - Замените фильтр

Ослабление крепления или засорение маслоприемника - Промойте маслоприемник и закрепите его.

Повреждение маслоприемника - Замените маслоприемник

Увеличенный зазор между вкладышами коренных и шатунных подшипников коленчатого вала - Прошлифуйте коленчатый вал и замените вкладыши

Трещины, поры в стенках масляных каналов блока цилиндров или засорение масляных магистралей - Отремонтируйте блок цилиндров. При невозможности замените блок.

Неплотная установка заглушек масляных каналов или их отсутствие - Восстановите герметичность заглушек, установите отсутствующие заглушки