Рассмотрим неисправности, которые могут возникнуть при эксплуатации двигателя:

  • - Коленчатый вал не проворачивается стартером;
  • - Сильный шум при работе стартера;
  • - Коленчатый вал проворачивается стартером, но двигатель не пускается;
  • - Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу;
  • - Двигатель не развивает полной мощности, автомобиль не обладает достаточной приемистостью. Рывки и провалы при движении автомобиля;
  • - Хлопки во впускной трубе;
  • - Выстрелы в глушителе;
  • - Повышенный расход топлива;
  • - Повышенный расход масла (более 500 г на 1000 км пробега);
  • - Детонация (металлические стуки высокого тона, возникающие, как правило, при работе двигателя под нагрузкой, особенно на низких оборотах, например разгон «внатяг» и т. п. и исчезающие при снижении нагрузки);
  • - Недостаточное давление масла (горит сигнализатор недостаточного давления масла);
  • - Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне шкалы);
  • - Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе);
  • - Двигатель долго прогревается до рабочей температуры;
  • - Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке;
  • - Посторонние шумы и стуки в двигателе;
  • - Сильная вибрация двигателя;
  • - Повышенное содержание вредных веществ в отработавших газах;

- Сигнализатор неисправности системы управления двигателем горит при работе двигателя.

Возможные неисправности – диагностика – методы устранения

Коленчатый вал не проворачивается стартером:

Аккумуляторная батарея разряжена (Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12 В. При включении стартера из-под капота может раздаваться треск)

- Зарядите батарею; если она не заряжается — замените. Двигатель можно пустить «прикурив» от аккумуляторной батареи другого автомобиля;

Снижение емкости аккумуляторной батареи (Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает ниже 6—8 В. При этом из-под капота может раздаваться треск)

- Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна, замените батарею. двигатель можно пустить, «прикурив» от аккумуляторной батареи другого автомобиля

Окисление выводов аккумуляторной батареи и клемм проводов, неплотная их посадка (При включении стартера напряжение в бортовой сети падает намного больше, чем на выводах аккумуляторной батареи. При этом из-под капота может раздаваться треск)

- Подтяните клеммы, зачистите контактные поверхности, смажьте их техническим вазелином;

Заклинивание двигателя или навесных агрегатов (Проверьте, вращаются ли коленчатый вал двигателя, насос охлаждающей жидкости, шкив генератора)

- Отремонтируйте двигатель, генератор, замените насос охлаждающей жидкости;

Повреждены шестерня привода стартера или зубья венца маховика (Осмотр после снятия стартера)

- Отремонтируйте или замените стартер, замените маховик;

Неисправна цепь включения стартера: неисправно реле стартера, повреждены провода, не замыкаются контакты выключателя зажигания (При поворачивании ключа зажигания в положение «2» тяговое реле стартера не срабатывает (нет щелчка под капотом). Проверьте, подается ли при этом +12 В на управляющий контакт тягового реле)

- Замените неисправные: реле стартера, провода, контактную группу выключателя зажигания;

Неисправно тяговое реле стартера: замыкание или обрыв во втягивающей обмотке, заедание якоря реле (перекос якоря, загрязнение поверхностей, коррозия и т. п.) (При поворачивании ключа в положение «II» тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом), но +12 В подается на управляющий контакт тягового реле. Снимите реле, проверьте его работу)

- Неисправное тяговое реле замените;

Окислены контакты тягового реле или проводов, плохой контакт «массы» (При включении стартера слышен щелчок под капотом, но якорь стартера не вращается. Проверьте омметром сопротивление цепи «аккумуляторная батарея → стартер», в том числе и провод «массы». Если цепи исправны, снимите стартер и проверьте работу тягового реле, подан на него питание напрямую от аккумуляторной батареи)

- Подтяните наконечники проводов, обожмите клеммы. Неисправное тяговое реле замените;

Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле стартера (При включении стартера из-под капота раздается треск. Напряжение на аккумуляторной батарее в пределах нормы. Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле стартера проверяется омметром или по его чрезмерному нагреву)

- Замените тяговое реле стартера;

Обгорание коллектора стартера, зависание щеток или их сильный износ (Якорь стартера не вращается или вращается медленно. Предварительно убедитесь в исправности тягового реле, для чего можно подать питание к контактному болту стартера напрямую от аккумуляторной батареи, минуя реле)

- При низкой частоте вращения замените изношенные узлы или стартер;

Обрыв или замыкание в обмотке якоря стартера (Якорь стартера не вращается или вращается медленно. Предварительно убедитесь в исправности тягового реле, для чего можно подать питание к контактному болту стартера, минуя реле. Исправность обмотки проверяется омметром или по потемнению изоляции)

- Замените якорь или стартер;

Пробуксовывание муфты свободного хода (При включении стартера якорь вращается, маховик неподвижен)

- Замените муфту или стартер

Сильный шум при работе стартера:

Стартер закреплен на картере сцепления с перекосом, ослабло его крепление или сломана крышка со стороны привода (Осмотр)

- Подтяните гайки крепления стартера к картеру сцепления, при поломке крышки замените стартер;

Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала привода и якоря. Износ и повреждение зубьев шестерен планетарного редуктора (Осмотр после разборки стартера)

- Замените планетарный редуктор или стартер;

Зубчатый венец проворачивается на маховике (При включении стартера зубчатый венец вращается, маховик и коленчатый вал — неподвижны. Слышны визг, вой со стороны картера сцепления)

- Замените маховик;

Изношены зубья шестерни привода стартера или (чаще) венца маховика (Осмотр после снятия стартера)

- Замените шестерню привода, стартер или маховик;

Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: заедание рычага привода, ослабление или поломка пружины муфты свободного хода или тягового реле стартера, заедание муфты на шлицах вала привода или якоря тягового реле, неисправность выключателя зажигания (не размыкаются контакты выключателя зажигания) (Проверьте, снимается ли напряжение с управляющего вывода реле стартера при отпускании ключа зажигания, возвращается ли ключ в положение «I». Размыкание контактов выключателя зажигания можно проверить омметром. Если напряжение на тяговом реле стартера исчезает при выключении зажигания, снимите и разберите стартер для проверки)

- Замените тяговое реле стартера или стартер в сборе, контактную группу выключателя зажигания

Коленчатый вал проворачивается стартером, но двигатель не пускается:

В баке нет топлива (По указателю уровня топлива и сигнализатору резерва топлива)

- долейте топливо;

Аккумуляторная батарея разряжена (Коленчатый вал проворачивается стартером очень медленно. Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12 В)

- Зарядите батарею: если она не заряжается, замените ее. двигатель можно пустить, прикурив от аккумуляторной батареи другого автомобиля;

Снижение емкости аккумуляторной батареи (Коленчатый вал проворачивается очень медленно. Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает до 6—8 В)

- Зарядите батарею малым током (не более1 А); если емкость все же недостаточна, замените. Двигатель можно пустить, прикурив от аккумуляторной батареи другого автомобиля;

Окисление клемм проводов на выводах аккумуляторной батареи, неплотная их посадка (Коленчатый вал проворачивается стартером очень медленно. При включении стартера напряжение в бортовой сети падает намного больше, чем на выводах аккумуляторной батареи)

- Подтяните клеммы, зачистите контактные поверхности, смажьте их техническим вазелином;

Ненадежное соединение электрических цепей систем управления и питания двигателя (Проверьте соединение электрических разъемов жгутов проводов, надежность контактов в колодках наконечников проводов)

- устраните неисправность соединений в разъемах;

Коленчатый вал проворачивается стартером очень медленно

Повышенное сопротивление вращению коленчатого вала двигателя: задиры на валах, вкладышах подшипников, деталях цилиндропоршневой группы; деформация валов; застыло моторное масло; заклинен генератор, насос охлаждающей жидкости (Если стоит холодная погода, а накануне двигатель работал устойчиво и без посторонних шумов, скорее всего причина повышенного сопротивления вращению — застывшее масло. В этом случае попробуйте пустить двигатель с помощью другой аккумуляторной батареи. После пуска не допускайте работы двигателя на высоких оборотах и следите за сигнализатором недостаточного давления масла: при его загорании немедленно остановите двигатель на 1—2 минуты, чтобы загустевшее масло успело стечь в поддон. Если при пуске или работе двигателя слышны посторонние шумы, проверьте свободное вращение шкивов насоса охлаждающей жидкости и генератора

- Используйте моторное масло в соответствии с климатическими условиями. При посторонних шумах в зоне блока или головки блока цилиндров отремонтируйте двигатель. Замените генератор, насос охлаждающей жидкости

Неисправность в системе зажигания (Проверьте искрообразование на свечах. Если искра отсутствует, причиной этого могут быть неисправности приборов и цепей низкого напряжения (контроллер, первичной обмотки катушки зажигания) или высокого напряжения (вторичной обмотки катушки зажигания, высоковольтных проводов))

- Проверьте цепи и приборы системы зажигания. Замените неисправный прибор и провода. Обеспечьте контакт в электрических цепях;

Высоковольтные провода подсоединены к катушке зажигания в неправильном порядке; отсоединился провод (Осмотр)

- Подсоедините провода в соответствии с маркировкой на катушках зажигания;

Оборван ремень привода ГРМ или срезаны зубья ремня (Осмотр, после снятия передней крышки привода ГРМ)

- Замените ремень привода ГРМ;

дефектные свечи (Проверьте искрообразование на свечах)

- Замените свечи;

Нарушены фазы газораспределения (Проверьте совпадение меток на шкивах коленчатого и распределительного валов)

- Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам);

Неисправны контроллер, его цепи или датчик положения коленчатого вала (реже — датчик температуры охлаждающей жидкости) (Проверьте, поступает ли +12 В на контроллер, цепь датчика положения коленчатого вала, отсутствие повреждения самого датчика. При неисправном датчике температуры контроллер может неправильно рассчитать состав топливной смеси)

- Замените неисправные контроллер, датчики, провода;

Неисправны регулятор холостого хода или его цепи (При пуске двигателя слегка нажмите педаль «газа», приоткрыв дроссельную заслонку. Если двигатель пускается, но глохнет при отпускании педали, неисправен регулятор)

- Неисправный регулятор замените;

Перегорел предохранитель или неисправно главное реле системы управления (Проверьте предохранитель и главное реле системы управления)

- Устраните причину перегорания предохранителя. Предохранитель или неисправное реле замените;

Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу

Ненадежное соединение электрических цепей систем управления и питания двигателя (Проверьте соединение электрических разъемов жгутов проводов, надежность контактов в колодках наконечников проводов)

- Устраните неисправность соединений в разъемах;

Зазор между электродами свечей не соответствует норме (Зазор 1,0—1,1 мм проверяется круглым щупом)

- Установите нужный зазор или замените свечи;

Много нагара на электродах свечей зажигания; попадание частиц нагара в зазор между электродами (Осмотр)

- Проверьте и при необходимости замените свечи;

Неисправны свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару тепловом конусе, плохой контакт в центральном электроде (Отсутствие внешних повреждений и искрообразование между электродами на вывернутой свече не позволяет сделать вывод о ее работоспособности)

- Замените свечи;

Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей (Омметром проверьте на обрыв или «пробой» (замыкание на «массу») обмотки катушки зажигания, высоковольтные провода)

- Замените поврежденную катушку зажигания, высоковольтные провода;

Нарушены фазы газораспределения (Проверьте совпадение меток на шкивах коленчатого и распределительного валов)

- Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам);

Низкая компрессия в цилиндрах двигателя (менее 11 бар): износ или повреждение клапанов, их направляющих втулок и седел, залегание или поломка поршневых колец (Проверьте компрессию)

- Замените неисправные детали;

Неисправны: датчик фаз, датчик положения дроссельной заслонки, форсунки обрыв или замыкание обмоток, сильно загрязнены распылители (Проверьте датчик фаз, датчик положения дроссельной заслонки, форсунки. Проверьте, поступает ли +12 В на контроллер, работу форсунок, электрические цепи и датчик)

- Замените неисправные датчики, провода, форсунки. Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде;

Неисправны регулятор холостого хода или его цепи (Замените регулятор заведомо исправным)

- Неисправный регулятор замените;

Подсос постороннего воздуха во впускной тракт (Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, заглушив штуцер ресивера)

- Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените;

Неисправен регулятор давления топлива (Проверьте манометром давление в топливной системе (не менее 3,6 бар))

- Замените неисправный регулятор;

Неисправен адсорбер, негерметичность соединений шлангов трубок системы улавливания паров топлива (Проверьте адсорбер на наличие повреждений, правильность установки электромагнитного клапана продувки и его соединений)

- Замените неисправные адсорбер, шланги и трубки. Устраните негерметичность соединений;

Заедание дроссельной заслонки или ее привода. В этих условиях контроллер не регулирует работу двигателя на холостом ходу (Проверьте легкость движения заслонки)

- Отрегулируйте привод, положение дроссельной заслонки. Замените дроссельный узел;

Неисправен управляющий датчик концентрации кислорода (Горит сигнализатор. Оценить работоспособность датчика концентрации кислорода и надежность соединений его электроцепей можно с помощью диагностического оборудования)

- Восстановите поврежденные электроцепи. Неисправный датчик замените;

Износ кулачков распределительного вала (Осмотр после частичной разборки двигателя)

- Замените распределительный вал;

Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов (Проверьте зазоры)

- Отрегулируйте зазоры в приводе клапанов;

Неисправен датчик скорости (После остановки автомобиля двигатель работает неравномерно, но вскоре обороты холостого хода стабилизируются)

- Замените датчик

Двигатель не развивает полной мощности, не достаточная приемистость

Рывки и провалы при движении автомобиля

Засорен сменный элемент воздушного фильтра (Проверьте состояние сменного элемента воздушного фильтра)

- Продуйте или замените сменный элемент воздушного фильтра;

Повышенное сопротивление движению газов в системе выпуска отработавших газов (Осмотрите систему выпуска на наличие помятых и поврежденных трубопроводов, проверьте состояние каталитического коллектора)

- Замените поврежденные элементы системы выпуска отработавших газов;

Подсос постороннего воздуха во впускной тракт (Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На короткое время отключите вакуумный усилитель тормозов, заглушив штуцер ресивера. Осторожно. Усилие на педали тормоза значительно возрастет.)

- Замените прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель;

Неполное открытие дроссельной заслонки (Определяется визуально на остановленном двигателе)

- Отрегулируйте привод дроссельной заслонки;

Нарушены фазы газораспределения (Проверьте совпадение меток на шкивах  коленчатого и распределительного валов)

- Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам);

Низкая компрессия в цилиндрах двигателя (менее 11 бар): износ или повреждение клапанов, их направляющих втулок и седел. залегание или поломка поршневых колец (Проверьте компрессию)

- Замените неисправные детали;

Зазоры между электродами свечей не соответствуют норме (Проверьте зазоры)

- Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи;

Сильный нагар на электродах свечей зажигания; попадание частиц нагара в зазор между электродами (Осмотр)

- Проверьте и при необходимости замените свечи;

Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей (Омметром проверьте на обрыв или «Пробой (замыкание на «массу) обмотки катушки зажигания, высоковольтные провода)

- Замените поврежденные катушку зажигания, высоковольтные провода;

В баке недостаточно топлива (По указателю уровня и сигнализатору резерва топлива)

- долейте топливо;

Засорен топливный фильтр, замерзла вода, попавшая в систему питания, деформированы топливные магистрали (Проверьте давление в топливной системе (не менее 3,6 бар))

- Замените топливный фильтр. Зимой поместите автомобиль в теплый гараж, продуйте топливопроводы. Замените дефектные шланги и трубки;

Топливный насос не создает необходимого давления в системе (Проверьте давление в топливной рампе, убедитесь в чистоте сетчатого фильтра топливного модуля)

- Очистите сетчатый фильтр топливного модуля. Неисправные топливный насос, регулятор давления замените;

Плохой контакт в цепи питания топливного  насоса (в т. ч. провода «массы») или неисправно его реле (Проверяется омметром)

- Зачистите контакты, обожмите наконечники проводов, замените неисправное реле, провода;

Неисправны форсунки или их цепи (Горит сигнализатор. Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания))

- Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях;

Неправильно установлен датчик положения коленчатого вала (Проверьте зазор между датчиком и зубьями задающего диска коленчатого вала (0,5—1,5 мм))

- Очистите от металлических частиц стержень датчика. Замените поврежденный датчик;

Неисправны датчик фаз или его цепи ( Горит сигнализатор. Проверьте тестером датчик)

- Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик фаз;

Неисправны датчик массового расхода воздуха или его цепи (Оценить работоспособность датчика массового расхода воздуха можно с помощью диагностического оборудования)

- Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик;

Неисправен один или оба датчика концентрации кислорода (Горит сигнализатор. Оценить работоспособность датчиков концентрации кислорода и надежность соединений их электроцепей можно с помощью диагностического оборудования)

- Восстановите поврежденные электроцепи. Неисправный датчик замените;

Неисправен контроллер или его цепи (Может гореть сигнализатор, для проверки контроллера замените его заведомо исправным)

- Замените неисправный контроллер;

Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов (Проверьте зазоры в приводе клапанов)

- Отрегулируйте зазоры в приводе клапанов;

Сильный износ кулачков распределительного вала (Осмотр после частичной разборки двигателя)

- Замените изношенный распределительный вал;

Осадка или поломка клапанных пружин (Осмотр при разборке двигателя)

- Отремонтируйте двигатель;

Неисправны датчик положения дроссельной заслонки или его цепи (Горит сигнализатор. Проверьте датчик положения дроссельной заслонки)

- Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик;

Неисправны датчик температуры охлаждающей жидкости (системы управления двигателем) или его цепи (Проверьте тестером сопротивление датчика при различной температуре)

- Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик

Хлопки во впускной трубе

Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов (Проверьте зазоры)

- Отрегулируйте зазоры;

Впускные клапаны заедают в направляющих втулках: смолистые отложения а поверхности стержня клапана или втулки, осадка или поломка клапанных пружин (Осмотр при разборке двигателя)

- Отремонтируйте двигатель;

Нарушены фазы газораспределения (Проверьте совпадение меток на шкивах коленчатого и распределительного валов)

- Установите правильное взаимное расположение коленчатого и распределительного валов (по меткам)

Выстрелы в глушителе

Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов (Проверьте зазоры в приводе клапанов)

- Отрегулируйте зазоры в приводе клапанов;

Выпускные клапаны заедают во втулках: повышенный износ стержня клапана или втулки, осадка или поломка клапанных пружин (Осмотр при разборке двигателя)

- Отремонтируйте двигатель;

Нарушены фазы газораспределения (Проверьте совпадение меток на шкивах коленчатого и распределительного валов)

- Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам);

Неисправны свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт центрального электрода (Свечи проверяются на специальном стенде. Отсутствие внешних повреждений и искрообразование между электродами на вывернутой свече не позволяет сделать вывод о ее работоспособности)

- Замените свечи;

Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в искрообразовании (Омметром проверьте на обрыв или «пробой» (замыкание на «массу») обмотки катушки зажигания, высоковольтные провода)

- Замените неисправную катушку зажигания, поврежденные высоковольтные провода (отсоединяя провод, тяните за его наконечник). В тяжелых условиях эксплуатации желательно заменять провода раз в 3—5 лет

Повышенный расход топлива

Засорен сменный элемент воздушного фильтра (Проверьте состояние сменного элемента воздушного фильтра)

- Продуйте или замените сменный элемент воздушного фильтра;

Негерметичность системы питания (Запах бензина, потеки топлива)

- Подтяните соединения топливных магистралей. Проверьте посадку штуцеров; при ослаблении посадки замените соответствующие узлы;

Неисправны свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт центрального электрода (Свечи проверяются на специальном стенде. Отсутствие внешних повреждений и искрообразование между электродами на вывернутой свече не позволяет сделать вывод о ее работоспособности)

- Замените свечи;

Неисправность привода дроссельной заслонки (Проверьте ход педали «газа», зазор в приводе (свободный ход педали), убедитесь в отсутствии заедания троса и педали)

- Замените неисправные детали, трос смажьте моторным маслом;

Неисправны регулятор холостого хода или его цепи (Загорается сигнализатор. Замените регулятор заведомо исправным)

- Замените неисправный регулятор;

Не полностью закрывается дроссельная заслонка (На просвет видна щель между дроссельной заслонкой и стенками корпуса)

- Замените дроссельный узел;

Повышенное давление в топливной магистрали из-за неисправности регулятора давления (Проверьте манометром давление в топливной системе (не более 4,0 бар))

- Замените неисправный регулятор;

Негерметичность форсунок (Проверьте форсунки)

- Замените неисправные форсунки;

Неисправны датчик температуры охлаждающей жидкости или его цепи (Горит сигнализатор. Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре)

- Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик;

Неисправен один или оба датчика концентрации кислорода (Горит сигнализатор. Оценить работоспособность датчиков концентрации кислорода и надежность соединений их электроцепей можно с помощью диагностического оборудования)

- Восстановите поврежденные электроцепи, замените неисправный датчик;

Неисправны контроллер или его цепи (для проверки замените контроллер заведомо исправным)

- Замените неисправный контроллер, восстановите поврежденные электроцепи;

Низкая компрессия в цилиндрах двигателя (менее 11 бар): износ или повреждение клапанов, их направляющих втулок и седел. залегание или поломка поршневых колец (Проверьте компрессию)

- Отрегулируйте зазоры в приводе клапанов. Замените неисправные детали;

Неисправны датчик положения дроссельной заслонки, датчик массового расхода воздуха или их цепи (Горит сигнализатор. Проверьте датчики и их цепи)

- Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик (датчики);

Повышенное сопротивление движению газов в системе выпуска отработавших газов (Осмотрите систему выпуска отработавших газов на наличие помятых и поврежденных труб, проверьте состояние каталитического коллектора)

- Замените поврежденные элементы системы выпуска отработавших газов

Повышенный расход масла (более 500 г на 1000 км пробега)

Течь масла через: сальники коленчатого и распределительного валов; прокладки поддона картера, головки блока цилиндров, корпуса масляного насоса; датчик давления масла; уплотнительное кольцо масляного фильтра (Вымойте двигатель, затем после короткого пробега осмотрите места возможной утечки)

- Подтяните элементы крепления головки блока цилиндров, крышки головки блока цилиндров, поддона картера, замените изношенные сальники и прокладки;

Износ, потеря упругости маслоотражательных колпачков (сальников клапанов). Износ стержней клапанов, направляющих втулок (Осмотр деталей)

- Замените изношенные детали;

Износ поломка или закоксовывание (потеря подвижности) поршневых колец. Износ поршней, цилиндров (Осмотр и промер деталей после разборки двигателя)

- Замените изношенные поршни и кольца. Расточите и отхонингуйте цилиндры;

Применение масла несоответствующей вязкости

- Замените масло;

Засорена система вентиляции картера (Осмотр)

- Прочистите систему вентиляции

Детонация (металлические стуки высокого тона, возникающие, как правило, при работе двигателя под нагрузкой, особенно на низких оборотах)

Недопустимо низкое октановое число бензина

- Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем;

Перегрев двигателя (По указателю температуры охлаждающей жидкости)

- Устраните причину перегрева (см. ниже «двигатель перегревается»);

Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов (Осмотр после снятия головки блока цилиндров)

- Устраните причину нагарообразования (см. «Повышенный расход топлива», «Повышенный расход масла»). Применяйте масла рекомендованной вязкости и по возможности с низкой зольностью

Используются свечи с несоответствующим калильным числом

- Используйте свечи, рекомендованные заводом-изготовителем

Недостаточное давление масла (горит сигнализатор недостаточного давления масла)

Мало масла в двигателе (По указателю уровня масла)

- долейте масло;

Применение масла несоответствующей вязкости

- Замените масло;

Засорение сетки маслоприемника (Осмотр)

- Очистите сетку;

Неисправен масляный фильтр (Замените фильтр заведомо исправным)

- Замените неисправный масляный фильтр;

Перекос, засорение редукционного клапана масляного насоса или ослабление пружины клапана (Осмотр)

- Очистите клапан. Замените неисправный клапан или насос;

Износ шестерен масляного насоса (Определяется промером деталей после разборки масляного насоса)

- Замените масляный насос;

Чрезмерный зазор между вкладышами подшипников и шейками коленчатого вала (Определяется промером деталей после разборки двигателя)

- Замените изношенные вкладыши. При необходимости замените или отремонтируйте коленчатый вал;

Неисправен датчик недостаточного давления масла (Выворачиваем из отверстия головки блока цилиндров датчик недостаточного давления масла и устанавливаем вместо него заведомо исправный датчик. Если при этом сигнализатор погаснет, вывернутый датчик неисправен)

- Замените неисправный датчик недостаточного давления масла

Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне шкалы)

Неисправен датчик или указатель температуры (Проверьте указатель и датчик тестером)

- Неисправные датчик, указатель — замените;

Неисправен термостат (Проверьте исправность термостата)

- Замените неисправный термостат;

Недостаточное количество охлаждающей жидкости (Уровень жидкости ниже метки «MIN» на расширительном бачке)

- Устраните утечки, долейте охлаждающую жидкость;

Много накипи в системе охлаждения

- Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи. Не используйте жесткую воду в системе охлаждения. Концентрированный антифриз разводите только дистиллированной водой

Загрязнены ячейки радиатора (Осмотр)

- Промойте радиатор струей воды под давлением;

Неисправен насос охлаждающей жидкости (Снимите насос и осмотрите узел)

- Замените насос в сборе;

Не включается электровентилятор системы охлаждения (Проверьте цепи включения электровентилятора)

- Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные предохранитель, реле, электродвигатель, датчик температуры, контроллер — замените;

Недопустимо низкое октановое число бензина

- Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем;

Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов (Осмотр после снятия головки блока цилиндров двигателя)

- Устраните причину нагарообразования (см. «Повышенный расход топлива», «Повышенный расход масла». Применяйте масло рекомендованной вязкости и по возможности с низкой зольностью

Прорыв отработавших газов в систему охлаждения через поврежденную прокладку головки блока цилиндров (В расширительном бачке ощущается запах отработавших газов и всплывают пузырьки)

- Замените прокладку головки блока цилиндров. Проверьте неплоскостность головки блока цилиндров

Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе)

Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости или его цепи (Горит сигнализатор датчик и цепи проверяются омметром)

- Замените неисправный датчик;

Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора (Проверка тестером)

- Замените неисправное реле;

Неисправны контроллер или его цепи (Проверьте контроллер или замените заведомо исправным)

- Замените неисправный контроллер

Двигатель долго прогревается до рабочей температуры

Неисправен термостат (Проверьте исправность термостата)

- Замените неисправный термостат;

Низкая температура воздуха (ниже —15 °С)

- Утеплите двигатель: установите щитки перед радиатором, но не перекрывайте более половины его площади

Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Повреждение радиатора, расширительного бачка, шлангов, ослабление их посадки на патрубках (Осмотр. Герметичность радиаторов (двигателя и отопителя) проверяется в ванне с водой сжатым воздухом под давлением1 бар)

- Замените поврежденные детали;

Утечка жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости (Осмотр)

- Замените насос;

Повреждена прокладка головки блока цилиндров, дефект блока или головки блока цилиндров (На указателе уровня масла эмульсия с белесым оттенком. Возможно появление обильного белого дыма из глушителя и масляных пятен на поверхности охлаждающей жидкости (в расширительном бачке). Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя)

- Поврежденные детали замените. Не используйте воду в системе охлаждения, заливайте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям

Посторонние шумы и стуки в двигателе

Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов (Проверьте зазоры)

- Отрегулируйте зазоры;

Осадка или поломка клапанных пружин (Осмотр при разборке двигателя)

- Отремонтируйте двигатель;

Изношен зубчатый ремень привода газораспределительного механизма. Неисправен натяжной ролик привода (Осмотр)

- Замените ремень. Замените неисправный натяжной ролик привода газораспределительного механизма;

Стук коленчатого и распределительного валов, шатунных и коренных подшипников, поршней, поршневых пальцев, люфт ли заедание в подшипниках генератора, насоса охлаждающей жидкости (Проверка)

- Ремонт или замена деталей;

Потеряли упругость или разрушились одна или несколько опор силового агрегата (Осмотр)

- Замените опору;

Низкое давление в масляной магистрали при минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу давление в системе смазки прогретого двигателя должно быть не менее 2,0 бар)

(Проверьте давление в системе смазки. Измерить давление можно подключением манометра к масляной магистрали, вывернув датчик давления масла)

- Устраните неисправности в системе смазки

Сильная вибрация двигателя

Неравномерность компрессии по цилиндрам более 2 бар: не отрегулированы зазоры в приводе клапанов, износ или повреждение клапанов, седел; износ, залегание или поломка поршневых колец (Проверяем компрессию. Компрессия должна быть не менее 11 бар)

- Отрегулируйте зазоры в приводе клапанов. Замените неисправные детали;

Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в искрообразовании (Омметром проверьте на обрыв или «пробой» обмотки катушки зажигания и высоковольтные провода)

- Замените неисправную катушку зажигания, поврежденные высоковольтные провода. При тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3—5 лет;

Высоковольтные провода подсоединены к катушке зажигания в неправильном порядке; отсоединился один или несколько проводов (Осмотр)

- Подсоедините провода в соответствии с маркировкой на катушке зажигания;

Дефектные свечи зажигания (Проверьте свечи зажигания)

- Замените дефектные свечи зажигания

Зазор между электродами свечей не соответствует норме (Зазор 1.0—1,1 мм проверяется круглым щупом)

- Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи;

Сильный нагар на электродах свечей зажигания; попадание частиц нагара в зазор между электродами (Осмотр. По нагару можно, как правило, определить работоспособность свечи и состояние двигателя)

- Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом. (Не повредите изолятор!). Выявите и устраните причину повышенного нагарообразования в камере сгорания, при необходимости замените свечи;

Обрыв или замыкание в обмотках форсунок или их цепях (Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи)

- Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях;

Негерметичны форсунки (перелив) или загрязнены их распылители (Проверьте герметичность и форму факела распыла форсунок)

- Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде Негерметичные и сильно загрязненные форсунки замените;

Неисправен регулятор холостого хода или его электроцепи (Может гореть сигнализатор Замените регулятор заведомо исправным)

- Неисправный регулятор замените;

Потеряли упругость или разрушились опоры силового агрегата, ослабло их крепление (Осмотр)

- Замените опоры, подтяните крепления

Повышенное содержание вредных веществ в отработавших газах

Негерметичны форсунки (перелив) или загрязнены их распылители (Проверьте герметичность и форму факела распыла форсунок)

- Загрязненные форсунки можно промыть на специальном стенде. Негерметичные и сильно загрязненные форсунки замените;

Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в искрообразовании (для проверки высоковольтных проводов и катушки зажигания замените их заведомо исправными)

- Замените неисправную катушку зажигания, поврежденные высоковольтные провода. При тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3—5 лет;

Дефектные свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт центрального электрода (Проверьте свечи)

- Замените дефектные свечи;

Неисправны датчик фаз или его цепи (Горит сигнализатор.Тестером проверьте исправность датчика фаз)

- Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик;

Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости (Проверьте омметром сопротивление датчика при различной температуре)

- Замените неисправный датчик

Неисправны датчик положения дроссельной заслонки или его цепи (Горит сигнализатор. Проверьте исправность датчика положения дроссельной заслонки)

- Восстановите контакт в электрических цепях, замените неисправный датчик;

Неисправен один или оба датчика концентрации кислорода (Горит сигнализатор. Оценить работоспособность датчиков концентрации кислорода и надежность соединений их электроцепей можно с помощью диагностического оборудования.)

- Восстановите поврежденные электроцепи. Неисправный датчик (датчики) замените;

Неисправны датчик массового расхода воздуха и его цепи (Горит сигнализатор. Проверить исправность датчика массового расхода воздуха можно с помощью диагностического оборудования)

- Восстановите контакты в электрических цепях. Замените неисправный датчик массового расхода воздуха;

Неисправен контроллер или его цепи (для проверки замените контроллер заведомо исправным)

- Восстановите контакты в электрических цепях. Замените неисправный контроллер;

Негерметичность системы выпуска отработавших газов на участке между катколлектором и трубой дополнительного глушителя (Осмотр при средних оборотах коленчатого вала)

- Замените дефектную прокладку, подтяните резьбовые соединения;

Неисправен каталитический нейтрализатор отработавших газов (Горит сигнализатор. Проверить исправность каталитического нейтрализатора отработавших газов можно с помощью диагностического оборудования)

- Замените каталитический нейтрализатор отработавших газов;

Повышенное давление в топливных магистралях из-за неисправности регулятора давления (Осмотр, проверка манометром давления в топливной системе (не более 4,0 бар) на холостом ходу)

- Замените неисправный регулятор

Сигнализатор неисправности системы управления двигателем горит при работе двигателя

Неисправны контроллер, датчики, форсунки или их цепи. Неисправность может быть временной, тогда сигнализатор может погаснуть сам, без какого-либо вмешательства (См. предыдущие разделы диагностики неисправностей. Полная диагностика системы управления проводится с помощью специализированного оборудования)

- При выходе из строя большинства датчиков (кроме датчика положения коленчатого вала) можно доехать до места ремонта своим ходом. Замените неисправные контроллер, датчики, форсунки, провода;

Отсоединяли (возможно, для проверки) отдельные датчики, форсунки, после чего включали зажигание (пускали двигатель). При этом в память компьютера записывается соответствующий код неисправности, который не стирается даже после восстановления электрических соединений

- Снимите не менее чем на 10 с клемму минусового провода с вывода аккумуляторной батареи. При этом все коды неисправностей стираются из памяти контроллера