Система впрыска бензинового двигателя Рено Меган 2

Двигатели, устанавливаемые на автомобили Рено Меган 2, оборудованы электронной системой управления двигателем с распределенным впрыском топлива.

Эта система обеспечивает выполнение современных норм по токсичности выбросов и испарениям при сохранении высоких ходовых качеств и низкого расхода топлива.

Управляющим устройством в системе является электронный блок управления (ЭБУ).

На основе информации, полученной от датчиков, ЭБУ рассчитывает параметры регулирования впрыска топлива и управления углом опережения зажигания.

Кроме того, в соответствии с заложенным алгоритмом ЭБУ управляет работой электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя и электромагнитной муфтой включения компрессора кондиционера, выполняет функцию самодиагностики элементов системы и оповещает водителя о возникших неисправностях.

При выходе из строя отдельных датчиков и исполнительных механизмов ЭБУ включает аварийные режимы, обеспечивающие работоспособность двигателя.

Количество топлива, подаваемого форсунками, определяется продолжительностью электрического сигнала от ЭБУ.

Электронный блок отслеживает данные о состоянии двигателя, рассчитывает потребность в топливе и определяет необходимую длительность подачи топлива форсунками (длительность сигнала).

Для увеличения количества подаваемого топлива длительность сигнала увеличивается, а для уменьшения подачи топлива — уменьшается.

Система управления двигателем, наряду с электронным блоком управления, включает в себя датчики, исполнительные устройства, разъемы и предохранители.

Электронный блок управления

Электронный блок управления (ЭБУ, контроллер) связан электрическими проводами со всеми датчиками системы.

Получая от них информацию, блок выполняет расчеты в соответствии с параметрами и алгоритмом управления, хранящимися в памяти программируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ), и управляет исполнительными устройствами системы.

Вариант программы, записанный в память ППЗУ, обозначен номером, присвоенным данной модификации ЭБУ.

Блок управления обнаруживает неисправность, идентифицирует и запоминает ее код, даже если отказ неустойчив и исчезает (например, из-за плохого контакта).

Сигнализатор неисправности системы управления двигателем в комбинации приборов гаснет через 10 с после восстановления работоспособности отказавшего узла.

После ремонта хранящийся в памяти блока управления код неисправности необходимо стереть. для этого отключите питание блока на 10 с (выньте предохранитель цепи питания электронного блока управления или отсоедините провод от клеммы «минус аккумуляторной батареи).

Блок питает постоянным током напряжением 5 и 12 В различные датчики и выключатели системы управления.

Поскольку электрическое сопротивление цепей питания высокое, контрольная лампа, подключенная к выводам системы, не загорается.

Для определения напряжения питания на выводах ЭБУ следует применять вольтметр, внутреннее сопротивление которого не менее 10 МОм.

Электронный блок управления осуществляет управление системой иммобилизатора.

ЭБУ не пригоден для ремонта, поэтому в случае отказа его необходимо заменить.

Датчик положения коленчатого вала

Датчик положения коленчатого вала предназначен для синхронизации работы электронного блока управления двигателем с угловым положением коленчатого вала. Действие датчика основано на эффекте Холла.

Датчик установлен в передней части картера сцепления над задающим венцом на маховике.

Задающий венец представляет собой зубчатое колесо.

работа датчика положения коленчатого вала

При вращении коленчатого вала зубья маховика изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока.

Блок управления по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на форсунки.

При отказе датчика пуск двигателя невозможен.

Датчик положения распределительного вала

Датчик положения распределительного вала (фазы) индуктивного типа установлен в задней части головки блока цилиндров.

При вращении впускного распределительного вала выступы на его передней шейке изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока.

Сигналы датчика используются ЭБУ для организации фазированного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров, а также для управления изменением фаз газораспределения в зависимости от режима работы двигателя.

При возникновении неисправности в цепи датчика положения распределительного вала электронный блок заносит в память ее код и включает световой сигнализатор.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в корпусе водораспределителя системы охлаждения двигателя. Чувствительным элементом датчика является термистор, электрическое сопротивление которого изменяется обратно пропорционально температуре.

При низкой температуре охлаждающей жидкости (—20 °С) сопротивление термистора составляет около 15 кОм, при повышении температуры до +80 °С сопротивление уменьшается до 320 Ом.

Электронный блок питает цепь датчика температуры постоянным «опорным напряжением.

Напряжение сигнала датчика достигает максимального значения на холодном двигателе и снижается по мере его прогрева.

По значению напряжения электронный блок определяет температуру двигателя и учитывает ее при расчете регулировочных параметров впрыска и зажигания.

При отказе датчика или нарушениях в цепи его подключения ЭБУ устанавливает код неисправности и запоминает его.

В корпусе датчика установлен также дополнительный термистор для управления указателем температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов.

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки установлен на корпусе дроссельного узла и связан с осью дроссельной заслонки.

Датчик представляет собой потенциометр, на один конец которого подается «плюс напряжения питания (5 В), а другой конец соединен с «массой».

С третьего вывода потенциометра (от ползунка) идет выходной сигнал к электронному блоку управления.

Когда дроссельная заслонка поворачивается (от воздействия на педаль управления), напряжение на выходе датчика изменяется. При закрытой дроссельной заслонке оно ниже 0,5 В. Когда заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растет, при полностью открытой заслонке оно должно быть более 4 В.

Отслеживая выходное напряжение датчика, ЭБУ корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. по желанию водителя).

Датчик положения дроссельной заслонки не требует регулировки, так как блок управления воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку

Управляющий датчик концентрации кислорода

Управляющий датчик концентрации кислорода применяется в системе впрыска с обратной связью и установлен на выпускном коллекторе.

Для корректировки расчетов длительности импульсов впрыска используется информация о наличии кислорода в отработавших газах.

Содержащийся в отработавших газах кислород реагирует с датчиком, создавая разность потенциалов на выходе датчика.

Она изменяется приблизительно от 0,1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь) до 1 В (низкое содержание кислорода — богатая смесь).

Отслеживая выходное напряжение датчика концентрации кислорода, контроллер определяет, какую команду по корректировке состава рабочей смеси подавать на форсунки.

Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то контроллер дает команду на обогащение смеси; если смесь богатая (высокая разность потенциалов) — на обеднение смеси.

Диагностический датчик концентрации кислорода

Диагностический датчик концентрации кислорода работает по тому же принципу, что и управляющий датчик.

Сигнал, вырабатываемый диагностическим датчиком концентрации кислорода, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора.

Если нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика.

Датчик детонации

Датчик детонации прикреплен к боковой части блока цилиндров в зоне между 2- м и 3-м цилиндрами и улавливает аномальные вибрации (детонационные удары) в двигателе.

Чувствительным элементом датчика детонации является пьезокристаллическая пластинка.

При детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возрастанием интенсивности детонационных ударов.

Электронный блок по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.

В процессе работы ЭБУ использует также данные о скорости автомобиля, полученные от датчика скорости.

Датчик абсолютного давления

Датчик абсолютного давления в ресивере преобразует степень разрежения в ресивере на изменение электрического напряжения, по значению которого ЭБУ устанавливает параметры работы двигателя. датчик установлен на ресивере.

Выходное напряжение датчика изменяется в соответствии с давлением во впускной трубе — от 4,0 В (при полностью открытой дроссельной заслонке) до 0,79 В (при закрытой заслонке).

При неработающем двигателе блок управления по напряжению датчика определяет атмосферное давление и адаптирует параметры регулирования впрыска к конкретной высоте над уровнем моря.

Значения атмосферного давления, хранящиеся в памяти, периодически обновляются при равномерном движении автомобиля и во время полного открытия дроссельной заслонки.

Электромагнитный клапан системы изменения фаз газораспределения

Электромагнитный клапан системы изменения фаз газораспределения на двигателе установлен в головке блока цилиндров двигателя.

Клапан регулирует давление масла, подаваемого в исполнительный механизм изменения фаз, установленный на переднем конце распределительного вала впускных клапанов.

Система осуществляет оптимальную настройку фаз газораспределения, изменяя их во всем диапазоне значений частоты и нагрузки двигателя, что увеличивает мощность и крутящий момент при любом скоростном режиме.

При остановке двигателя давление масла заставляет золотник управляющего клапана переместиться в положение, соответствующее наиболее поздней фазе газораспределения.

Управляющий клапан срабатывает по сигналу блока управления двигателем и подает масло либо к камере запаздывания, либо к камере опережения при непрерывном изменении фаз газораспределения соответственно либо в сторону их опережения, либо в сторону запаздывания.

Диагностический разъем

Диагностический разъем служит для вывода из памяти ЭБУ кодов неисправностей, выявленных при работе системы управления двигателем.

Он находится в салоне автомобиля в нише облицовки тоннеля пола и закрыт крышкой. Через этот разъем считываются следующие основные параметры работы двигателя:

— режим работы системы топливной коррекции;

— расчетная нагрузка на двигатель;

— температура охлаждающей жидкости;

— давление топлива в системе питания;

— давление воздуха во впускной трубе;

— обороты двигателя;

— скорость автомобиля (в движении — при подключенном портативном сканирующем устройстве);

— угол опережения зажигания;

— температура всасываемого воздуха;

— расход воздуха;

— положение дроссельной заслонки;

— данные датчиков концентрации кислорода.

ЭБУ

128-канальный ЭБУ марки SAGEM и типа "S3000" с флеш ППЗУ управляет системами впрыска и зажигания.

Система многоточечного последовательного впрыска.

Связь с другими ЭБУ:

– Блок защиты и коммутации

– ЦЭКБС

– ЭБУ АКП

Система электронной противоугонной блокировки запуска двигателя

Функция противоугонной блокировки запуска двигателя обеспечивается ЦЭКБС и ЭБУ системы впрыска.

До того, как владелец произведет управляющее воздействие (операции с карточкой + нажатие кнопки) ЭБУ системы впрыска и ЦЭКБС обмениваются идентификационными кадрами по мультиплексной сети и, исходя из содержащейся в них информации, дают или не дают разрешение на запуск двигателя.

Если делается более 5 неудачных попыток идентификации подряд, ЭБУ системы впрыска переходит в защитный режим (режим противосканирования) и прекращает попытки идентифицировать ЦЭКБС. ЭБУ системы впрыска выходит из этого режима, только после выполнения перечисленных ниже операций в следующей последовательности:

– зажигание останется включенным не менее чем на 60 секунд, затем

– прекратится подача сообщения и, если

– будет соблюдена продолжительность фазы самопитания ЭБУ системы впрыска (продолжительность самопитания зависит от температуры двигателя).

После этого дается только одна попытка идентификации. Если она опять окажется неудачной, то необходимо повторить все вышеописанные операции сначала.

Обнаружение удара

Если информация об ударе сохранилась в памяти ЭБУ системы впрыска, переведите карточку в считывающем устройстве в 1-е фиксированное положение на 10 секунд, затем снова установите ее во 2-е фиксированное положение, чтобы можно было запустить двигатель. Затем удалите из памяти неисправности.

Фазорегулятор распределительного вала

ЭБУ системы впрыска управляет фазорегулятором распределительного вала, тип которого зависит от двигателя:

Двигатель K4J

Фазорегулятор распределительного вала отсутствует.

Двигатель F4R

Фазорегулятор распределительного вала впускных клапанов управляется двухпозиционным электромагнитным клапаном, на который подаются команды от ЭБУ системы впрыска.

Двигатель K4M

Фазорегулятор распределительного вала впускных клапанов непрерывно изменяющий фазы

газораспределения от 0 до 43° по углу поворота коленчатого вала управляется электромагнитным клапаном, на вход которого от ЭБУ системы впрыска подается управляющий сигнал, изменяющийся по закону СЦО (степень циклического открытия).

При проведении сварочных работ на автомобиле отсоедините колодки проводов от ЭБУ системы впрыска.

Включение предупреждающих сигнальных ламп

Система впрыска S 3000 осуществляет включение трех сигнальных ламп и подает предупреждающие сообщения в зависимости от степени тяжести обнаруженных неисправностей, что дает соответствующую информацию владельцу и позволяет правильно провести диагностику ЭБУ системы впрыска управляет включением сигнальных ламп и выведением сообщений на щитке приборов.

Данные сигнальные лампы включаются в течение фазы запуска двигателя, а также загораются при неисправности системы впрыска или перегреве двигателя.

Команды на включение сигнальных ламп передаются на щиток приборов по мультиплексной сети.

Принцип действия сигнальных ламп

Во время фазы запуска двигателя (нажатие на кнопку запуска двигателя) сигнальная лампа "OBD" (Бортовая система диагностики) загорается примерно на 3 секунды и затем гаснет.

В случае неисправности системы впрыска (степени тяжести 1) на дисплей выводится сообщение

"INJECTION A CONTROLER (ПРОВЕРЬТЕ СИСТЕМУ ВПРЫСКА)", сопровождаемое включением сигнальной лампы SERVICE. Это указывает на снижение уровня безопасности и необходимости использования двигателя в "щадящем" режиме.

Владелец должен как можно скорее устранить неисправность.

Необходимо проверить и при необходимости устранить неисправность:

– блок дроссельной заслонки с сервоприводом

– датчика положения педали акселератора

– датчика абсолютного давления

– ЭБУ

– цепи питания исполнительных устройств

– цепи питания ЭБУ

При серьезной неисправности системы впрыска (2-й степени тяжести) загорается пиктограмма красного цвета в виде двигателя с надписью "STOP" (только при наличии матричного дисплея) и выводится сообщение "SURCHAUFFE MOTEUR (ПЕРЕГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ)", сопровождаемое включением сигнальной лампы STOP и звуковым сигналом. В этом случае следует немедленно прекратить движение.

При обнаружении неисправности, вызывающей превышение порога токсичности отработавших газов, оранжевая сигнальная лампа бортовой системы диагностики с пиктограммой в виде двигателя горит:

мигающим светом при неисправности, которая может привести к разрушению каталитического нейтрализатора (пропуски воспламенения смеси, ведущие к его разрушению), В этом случае следует немедленно прекратить движение.

постоянным светом в случае несоблюдения норм токсичности (пропуски воспламенения смеси, приводящие к увеличению вредных выбросов, неисправность каталитического нейтрализатора, неисправность кислородного датчика, несоответствие сигналов кислородных датчиков и неисправность адсорбера).

Счетчик пробега с неисправностью

параметр позволяет зарегистрировать пробег автомобиля, пока горит одна из сигнальных ламп неисправности системы впрыска: сигнальная лампа неисправности 1-й степени тяжести (желтая), сигнальная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости или сигнальная лампа бортовой системы диагностики.

Счетчик может быть обнулен с помощью диагностического прибора.

Резервные режимы

Блок дроссельной заслонки с сервоприводом

В резервном режиме блок дроссельной заслонки с сервоприводом может находиться в 6 разных состояниях.

Состояние 0

Степень открытия дроссельной заслонки меньше чем в положении "Резервный режим". Управление дроссельной заслонкой прекращается, и дроссельная заслонка автоматически устанавливается в положение "Резервный режим". Работа системы стабилизации траектории, регулятора дистанции до впереди идущего автомобиля, регулятора-ограничителя скорости и АКП воспрещается.

Состояние 1

Степень открытия дроссельной заслонки больше не контролируется. Частота вращения коленчатого вала ограничивается путем прекращения впрыска.

Состояние 2

Резервный режим заключается в задании определенного положения педали акселератора (педаль акселератора остается в определенном положении в соответствии с включенной передачей).

Состояние 3

Резервный режим заключается в ограничении степени открытия дроссельной заслонки.

Максимальная степень открытия дроссельной заслонки поддерживается такой, чтобы скорость не превышала 90 км/ч.

Состояние 4

ЭБУ больше не обрабатывает запросы на изменение крутящего момента, поступающего от системы стабилизации траектории, регулятора дистанции до впереди идущего автомобиля, регулятора-ограничителя скорости и АКП.

Такой резервный режим включается при нарушении работы ЭБУ или неисправности датчика абсолютного давления или датчика давления наддува.

Работа системы стабилизации траектории, регулятора дистанции до впереди идущего автомобиля, регулятора-ограничителя скорости воспрещается. Автоматическая коробка передач работает в "резервном режиме".

Состояние 5

Клапан ограничения давления наддува не работает.

Фазорегулятор распределительного вала

В резервном режиме фазорегулятор распределительного вала может находиться в двух состояниях:

Состояние 1

Этот резервный режим используется при всех неисправностях, отражающихся на измерении положения фазорегулятора. Фазорегулятор устанавливается в крайнее нижнее положение, и измеренное положение угла распределительного вала принудительно устанавливается равным 0.

Неисправность в цепи сигнала датчика положения коленчатого вала.

Диагностика соответствия сигнала датчика положения коленчатого вала / сигнала датчика положения распределительного вала.

Состояние 2

Этот резервный режим используется при всех неисправностях, отражающихся на работе фазорегулятора (зубчатого шкива и электромагнитного клапана). Фазорегулятор устанавливается в крайнее нижнее положение.

Диагностика электрических цепей электромагнитного клапана.

Диагностика положения фазорегулятора.

Коды неисправности системы впрыска бензинового двигателя

Неисправность

по

диагностическому

прибору

Соответствующий

диагностический

код

неисправности

Наименование по диагностическому прибору

 

DF001

0115

Цепь датчика температуры охлаждающей жидкости

DF002

0110

Цепь датчика температуры воздуха

DF005

0335

Цепь датчика частоты вращения

коленчатого вала двигателя

DF008

0225

Цепь токопроводящей дорожки 1

датчика положения педали управления подачей топлива

DF009

2120

Цепь токопроводящей дорожки 2

датчика положения педали управления подачей топлива

DF011

0641

Напряжение питания № 1 датчиков

DF012

0651

Напряжение питания № 2 датчиков

DF026

0201

Цепь управления форсункой цилиндра № 1

DF027

0202

Цепь управления форсункой цилиндра № 2

DF028

0203

Цепь управления форсункой цилиндра № 3

DF029

0204

Цепь управления форсункой цилиндра № 4

DF037

0513

Система электронной противоугонной блокировки

запуска двигателя

DF038

0606

ЭБУ

DF046

0560

Напряжение аккумуляторной батареи

DF049

0530

Цепь датчика давления хладагента

DF059

0301

Пропуски воспламенения смеси в цилиндре № 1

DF060

0302

Пропуски воспламенения смеси в цилиндре № 2

DF061

0303

Пропуски воспламенения смеси в цилиндре № 3

DF062

0304

Пропуски воспламенения смеси в цилиндре № 4

DF065

0300

Пропуски воспламенения смеси

DF072

0351

Цепь катушки зажигания цилиндра № 1

DF073

0352

Цепь катушки зажигания цилиндра № 2

DF074

0353

Цепь катушки зажигания цилиндра № 3

DF075

0354

Цепь катушки зажигания цилиндра № 4

DF078

2101

Цепь управления дроссельной заслонкой

с сервоприводом

DF079

0638

Следящая система блока дроссельной заслонки

с сервоприводом

DF080

0010

Цепь электромагнитного клапана фазорегулятора

распределительного вала

DF081

0443

Цепь электромагнитного клапана продувки адсорбера

DF082

0135

Цепь подогрева верхнего кислородного датчика

DF083

0141

Цепь подогрева нижнего кислородного датчика

DF084

0685

Цепь управления реле исполнительных устройств

DF085

0627

Цепь управления реле топливного насоса

DF088

0325

Цепь датчика детонации

DF089

0105

Цепь датчика абсолютного давления

DF091

0500

Информация о скорости движения автомобиля

DF092

0130

Цепь верхнего кислородного датчика

DF093

0136

Цепь нижнего кислородного датчика

DF095

0120

 

Цепь токопроводящей дорожки 1 датчика

дроссельной заслонки

DF096

 

0220

 

Цепь токопроводящей дорожки 2 датчика

дроссельной заслонки

DF097

 

0340

 

Цепь датчика положения распределительного

вала

DF099

 

C101

 

Связь ЭБУ АКП или ЭБУ МКП с автоматическим

управлением по мультиплексной сети

DF100

C155

Мультиплексная связь со щитком приборов

DF101

 

C122

 

Мультиплексная связь с системой стабилизации

траектории

DF105

 

0585

 

Цепь выключателя регулятора-ограничителя скорости

DF106

 

0575

 

Выключатели регулятора-ограничителя скорости на

рулевом колесе

DF109

 

0313

 

Пропуски воспламенения смеси при минимальном уровне

топлива

DF110

0420

Каталитический нейтрализатор

DF125

0315

Программирование измерителя крутящего момента

DF126

1604

Нагревательный элемент отопления салона

DF127

0703

Цепь 1 выключателя стоп-сигнала

DF128

0571

Цепь 2 выключателя стоп-сигнала