Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 отличается от системы охлаждения двигателя ВАЗ-2111 и ВАЗ2112 измененной схемой подсоединения шлангов радиатора отопителя, установкой термостата нового образца и расширительным бачком увеличенного размера
Датчик указателя уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке не ставится.
Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.
Состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора с электровентилятором, термостата, насоса, расширительного бачка и соединительных шлангов.
Насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат в радиатор, где отдает тепло охлаждающему воздуху.
Движение жидкости через рубашку охлаждения и радиатор образует большой круг циркуляции, а движение жидкости по рубашке охлаждения двигателя, минуя радиатор, — малый круг циркуляции.
В систему охлаждения также включен радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла.
Жидкость через них циркулирует постоянно и не зависит от положения клапанов термостата.
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапаном, расположенным в крышке расширительного бачка.
Выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе на горячем двигателе, за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери.
Он начинает открываться при давлении не менее 1,1 бар. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 бар (на остывающем двигателе).
Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Электровентилятор включается через реле по сигналу контроллера.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры в комбинации приборов.
В выпускном патрубке, рядом с корпусом термостата, установлен датчик температуры охлаждающей жидкости, выдающий информацию для контроллера.
Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала ремнем ГРМ. Корпус насоса алюминиевый.
Валик вращается в двухрядном подшипнике. Пластичная смазка в подшипнике заложена на весь срок службы.
Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка.
К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитсодержащей композиции, за которым находится сальник.
В корпусе насоса имеется контрольное отверстие для определения течи жидкости при выходе насоса из строя. Насос рекомендуется заменять в сборе.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат.
Термостат имеет твердый термочувствительный элемент и два клапана, которые перераспределяют потоки охлаждающей жидкости.
На холодном двигателе основной клапан термостата перекрывает поток жидкости от радиатора, и жидкость циркулирует только по малому кругу, минуя радиатор.
При температуре (85±2) °С клапаны термостата начинают перемещаться, пропуская поток жидкости в радиатор и перекрывая байпасный канал.
При температуре около (100±2) °С основной клапан полностью открывается, а байпасный закрывается.
Почти вся жидкость циркулирует по большому кругу через радиатор двигателя.
Замену термостата можно посмотреть в статье – «Снятие и проверка термостата».
Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок.
Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости.
Для этого на стенке бачка нанесены метки «MAX» и «MIN». В верхней части бачка имеется патрубок для соединения с пароотводящим шлангом радиатора, в нижней части — патрубок для соединения с наливным шлангом.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок, проходящих сквозь охлаждающие пластины.
Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний.
Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводящего шланга.
На радиаторе установлен кожух с электровентилятором. В нижней части правого бачка находится сливная пробка.
Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.
Возможные неисправности системы охлаждения двигателя и способы устранения
- Возможные неисправности
Диагностика
Методы устранения
Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:
- Повреждение радиатора, шлангов, ослабление их посадки на патрубках. Подтекание жидкости из крана отопителя
Осмотр.
Герметичность радиатора проверяется в ванне с горячей водой сжатым воздухом под давлением 2,0 бар (2,0 кг/см2)
Замените поврежденные детали.
Подтяните хомуты на шлангах
- Утечка жидкости через манжету (сальник) насоса охлаждающей жидкости
Осмотр
Замените насос в сборе
- Повреждена прокладка головки цилиндров. Дефект блока или головки цилиндров
При замене масла из картера выливается эмульсия с белесым оттенком.
Возможно появление обильного белого дыма из глушителя. Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя
Поврежденные детали замените.
Не используйте зимой воду в системе охлаждения, заливайте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям
Двигатель долго прогревается до рабочей температуры
- Неисправен термостат
См. Снятие и проверка термостата
Замените неисправный термостат
- Низкая температура воздуха (ниже –15°С)
Утеплите двигатель: установите термошумоизоляционный материал под капотом, щитки перед радиатором.
Не перекрывайте всю площадь радиатора в зоне крыльчатки вентилятора!
Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе):
- Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости системы впрыска или его цепях
Горит лампа "Check еngine". Датчик и цепи проверяются омметром
Неисправный датчик замените
- Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора
Проверка автотестером
Неисправное реле замените
- Неисправен блок управления системы впрыска или его цепи
Проверьте блок или замените заведомо исправным
Замените неисправный блок
- Не размыкаются контакты термовыключателя радиатора
При отсоединении клемм от выводов термовыключателя электровентилятор перестает работать
Замените термовыключатель
Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне):
- Неисправен термостат
См. Снятие и проверка термостата
Замените неисправный термостат
- Недостаточное количество охлаждающей жидкости
Уровень жидкости ниже метки на расширительном бачке.
На блоке системы контроля горит соответствующий индикатор
Устраните утечки. Долейте охлаждающую жидкость
- Паровые пробки в системе охлаждения из-за негерметичности пробки расширительного бачка
Нанесите мыльную пену на пробку бачка, заглушите двигатель и сдавите руками шланги системы охлаждения.
Воздух не должен выходить из-под пробки
Замените пробку и/или бачок
- Много накипи в системе охлаждения
Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи. Не используйте жесткую воду в системе охлаждения
- Загрязнены ячейки радиатора
Осмотр
Промойте радиатор струей воды под давлением
- Неисправен насос охлаждающей жидкости
Разберите насос, осмотрите, измерьте детали
Замените изношенные детали или насос в сборе
- Не включается электровентилятор системы охлаждения
Замкните между собой контакты термовыключателя радиатора. Если вентилятор работает – неисправен датчик, если нет – электрические цепи или электродвигатель вентилятора (проверяются омметром).
Проверьте, подается ли напряжение 12 В на управляющий контакт реле электровентилятора. Если да, то неисправны реле или электродвигатель вентилятора, если нет – блок управления впрыском или его цепи
Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные термовыключатель, реле, электродвигатель, блок управления замените
- Недопустимо низкое октановое число бензина
Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем
- Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов
Осмотр после снятия головки двигателя
Устраните причину нагарообразования.
Применяйте масло рекомендованной вязкости и, по возможности, с низкой зольностью