Генератор  94.3701 переменного тока с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах

Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя (демпфера) поликлиновым ремнем

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами.

Конструкция генератора автомобиля ВАЗ-2110

Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках.

Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора.

Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку.

Передний подшипник запрессован и завальцован в передней крышке и заменяется только вместе с ней.

Его внутренняя обойма вместе с дистанционным кольцом и шайбой зажата гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора.

Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом на защелках.

Технические характеристики генератора 94.3701

Максимальный отдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин –1 ), А - 80

Напряжение, В - 13,2–14,7

Передаточное отношение двигатель–генератор - 01:02,4

Направление вращения (со стороны привода) правое

В статоре генератора расположена трехфазная обмотка, выполненная по схеме "звезда" (выводы фазных обмоток имеют общую точку).

Вторые концы фазных обмоток соединены с выпрямительным мостом, состоящим из шести кремниевых диодов (вентилей) – трех "положительных" и трех "отрицательных".

Схема подключения генератора автомобиля ВАЗ-2110

Вентили запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные – на разных пластинах); на одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя.

Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом).

Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора.

Питание к обмотке возбуждения подводится через две угольные щетки. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора. Регулятор напряжения – неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами «положительных» и «отрицательных» вентилей (между «+» и «массой» генератора) подключен конденсатор емкостью 2,2 мкФ (±20%), расположенный на выпрямительном блоке.

При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора (выводы «D» генератора и "D+" регулятора) подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа при этом горит).

После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет).

Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей.

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюс» – к выводу «В+» генератора.

Обратное включение приведет к пробою вентилей генератора. При работе генератора не рекомендуется отсоединять аккумуляторную батарею (особенно на двигателях, оснащенных системой впрыска).

Возникающие при этом броски напряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты схемы.

Вентили генератора (и другие устройства в бортовой сети автомобиля при подключенном генераторе) следует проверять под напряжением не выше 14 В, более высокое напряжение (например, при проверке мегомметром) может вызвать повреждение вентилей.

При необходимости проверки изоляции обмоток высоким напряжением генератор следует снять, а выводы обмоток – отсоединить от выпрямительного блока и регулятора напряжения.

Проверка генератора  

Запустите двигатель, дайте ему поработать несколько минут, затем, нажав на педаль «газа», доведите обороты коленчатого вала до 3000 мин -1.

1. Включите все потребители: дальний свет фар, обогрев заднего стекла, вентилятор отопителя, стеклоочиститель, аварийную сигнализацию.

2. Замерьте напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 13 В.

Если это не так, неисправны обмотки генератора (обрыв или замыкание), регулятор напряжения со щеточным узлом или окислены контактные кольца обмотки возбуждения.

3. Для того чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения, выключите все потребители, кроме фар дальнего света, и вновь измерьте напряжение. Оно должно быть в пределах 13,2-14,7 В.

4. Снятый регулятор напряжения можно проверить, подключив между щетками лампу (1-5 Вт, 12 В), а к выводам "D+" и "масса" - источник питания (только постоянного тока!), вначале напряжением 12 В, а затем 15-16 В.

В первом случае лампа должна гореть, во втором – нет.

Если лампа горит в обоих случаях, в регуляторе – пробой, если не горит – обрыв или нарушен контакт между щетками и выводами регулятора. В обоих случаях регулятор следует заменить.

5. Для проверки вентилей выпрямительного блока отсоедините провода от аккумуляторной батареи, генератора и от вывода "D+" регулятора напряжения.

6. "Плюс" батареи через лампу (1-5 Вт, 12 В) подсоедините к выводу "В+" генератора, а "минус" - к его корпусу. Если лампа горит, то и в блоке "положительных", и в блоке "отрицательных" вентилей имеется короткое замыкание.

7. Для проверки замыкания в "положительных" вентилях "+" батареи через лампу соедините с выводом "В+" генератора, а "-" - с выводом одной из фазных обмоток статора.

Если лампа горит, пробиты один или несколько положительных вентилей.

8. Для проверки замыкания в "отрицательных" вентилях "+" батареи через лампу соедините с выводом одной из фазных обмоток статора, а "-" - с корпусом генератора.

Если лампа горит, пробиты один или несколько отрицательных вентилей или обмотки статора замыкают на корпус генератора.

Чтобы исключить замыкание обмоток, генератор снимают с автомобиля и, отсоединив обмотки от регулятора напряжения и выпрямительного блока, проверяют их замыкание на "массу" с помощью лампы или омметра.

Вентили генератора можно также проверить омметром, не подключая аккумулятор и контрольную лампу.

9. Замыкание дополнительных диодов можно проверить, подключив "+" батареи через лампу к выводу "D" генератора, а "-" - к выводу одной из фазных обмоток статора.

Если лампа горит, один или несколько дополнительных диодов пробиты.

Обрыв в основных вентилях определяется по резкому снижению тока отдачи (падению напряжения под нагрузкой).

Однако это может быть также следствием обрыва или замыкания в обмотках генератора.

Обрыв в дополнительных вентилях можно определить по низкому напряжению на штекере "D" (ниже 14 В) при средней частоте вращения ротора генератора.

Определить исправность каждого диода (основного или дополнительного) можно только на снятом выпрямительном блоке омметром или контрольной лампой.

Выпрямительный блок при выходе из строя рекомендуется заменять в сборе.

Допускается замена отдельных вентилей, однако для основных вентилей потребуется их перепрессовка в держателе – операция, требующая аккуратности и навыка.

Возможные неисправности генератора, причины и методы устранения

- Причина неисправности

Метод устранения

Контрольная лампа не загорается при включении зажигания. контрольные приборы не работают

- Перегорел предохранитель F16 в монтажном блоке

Замените предохранитель

- Обрыв в цепи питания комбинации приборов

Проверьте провод "0" и его соединения от монтажного блока до комбинации приборов

- Обрыв в цепях от выключателя зажигания до монтажного блока

Проверьте "К" и "Г" провода и их соединения от монтажного блока до выключателя зажигания

- Не срабатывает выключатель зажигания

Проверьте, замените неисправную контактную часть выключателя зажигания

Контрольная лампа не загорается при включении зажигания и не горит при работе двигателя, контрольные приборы работают, аккумуляторная батарея разряжена:

- Перегорела контрольная лампа

Замените контрольную лампу

- Обрыв в цепи питания контрольной лампы

Проверьте "КБ" провода и их соединения от генератора до комбинации приборов и надежность контакта между выводами патрона лампы и платой комбинации приборов

- Износ или зависание щеток, окисление контактных колец

Замените щеткодержатель со щетками, протрите кольца салфеткой, смоченной в бензине

- Поврежден регулятор напряжения (обрыв между выводом "DF" и "массой")

Замените регулятор напряжения

- Отсоединился провод от вывода "D+" щеткодержателя

Присоедините провод

- Короткое замыкание в положительных вентилях

Замените выпрямительный блок

- Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец

Припаяйте выводы или замените ротор генератора

Контрольная лампа ярко горит или светится в полнакала при работе двигателя, аккумуляторная батарея разряжена:

- Проскальзывание ремня привода генератора

Отрегулируйте натяжение ремня

- Поврежден регулятор напряжения

Замените регулятор напряжения

- Повреждены вентили выпрямительного блока

Замените выпрямительный блок

- Повреждены диоды питания обмотки возбуждения

Замените диоды или выпрямительный блок

- Отпайка выводов обмотки возбуждения от контактных колец

Припаяйте выводы или замените ротор генератора

- Обрыв или короткое замыкание в обмотке статора, замыкание ее на «массу»

Замените статор генератора

Контрольная лампа светится при работе двигателя, аккумуляторная батарея перезаряжается:

- Поврежден регулятор напряжения (короткое замыкание между выводом "DF" и "массой")

Замените регулятор напряжения

Повышенная шумность генератора:

- Повреждены подшипники генератора

Замените задний подшипник или переднюю крышку с подшипником

- Межвитковое замыкание или замыкание на массу обмотки статора (вой генератора)

Замените статор

- Короткое замыкание в одном из вентилей генератора

Замените выпрямительный блок