С целью снижения токсичности отработавших газов двигатели ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 оснащаются каталитическими нейтрализаторами и датчиками кислорода
Датчики кислорода, применяемые на двигателях ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124, не взаимозаменяемы с датчиками кислорода, устанавливаемыми на двигателях ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112.
Датчик кислорода двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 внешне отличается от предыдущей модели гофрированным уплотнителем (1) и формой наконечника (2) с отверстиями (см. рисунок 1).
Датчики кислорода нового поколения имеют меньшие размеры и теплоемкость, поэтому они интенсивнее прогреваются и быстрее вступают в работу.
Специально для двигателей ВАЗ объемом 1,6 л был разработан так называемый катколлектор: выпускной коллектор, выполненный заодно с нейтрализатором и устанавливаемый на место приемной трубы.
Катколлектор необходим для ускорения прогрева нейтрализатора, который начинает работать лишь после нагрева до 300 °С, а наиболее эффективен при 400–600 °С.
Чтобы снизить потери тепла, выпускные трубы и корпус катколлектора выполнены из стали и имеют меньшую массу и длину, чем детали выпускного тракта прежней конструкции.
Расположение нейтрализатора (катколлектора) в моторном отсеке позволило также снизить пожароопасность за счет переноса горячего нейтрализатора из-под днища автомобиля.
Для обеспечения соответствия концентрации вредных веществ в отработавших газах нормам Евро-2 двигатели ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 оснащаются нейтрализатором и одним датчиком кислорода, устанавливаемым в системе выпуска отработавших газов до нейтрализатора (в верхней части катколлектора).
При появлении отклонений в работе двигателя, не приводящих к резкому увеличению токсичности отработавших газов, на панели приборов загорается лампа «Check engine».
Если появляется угроза выхода из строя нейтрализатора, лампа «Check engine» начинает мигать, дополнительно привлекая внимание водителя.
При этом система управления прекращает подачу топлива в один или два «проблемных» цилиндра, отключая форсунки, что возможно лишь на двигателях с фазированным впрыском топлива.
Снятие датчика кислорода
Датчики кислорода двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 снимаются практически аналогично.
Показано снятие датчика кислорода, установленного в верхней части катколлектора.
Отсоединяем клемму минусового провода от вывода аккумуляторной батареи.
Вынимаем два держателя, крепящих жгут проводов датчика кислорода к кузову (показаны стрелками)
Отсоединяем колодку проводов датчика от жгута проводов системы управления двигателем
Ключом на 22 отворачиваем датчик кислорода
Снимаем датчик кислорода
Для уплотнения стоит кольцо металлическое
Устанавливаем датчик в обратной последовательности
Номер датчика по каталогу запасных частей – (GM) 2112-3850010-11; (Rus+B) 2112-3850010-20