Собираем двигатель в последовательности обратной разборке.
Перед сборкой дефектируем все детали двигателя.
На двигателе ВАЗ-2112 перед установкой верхних вкладышей коренных подшипников аэрозольным очистителем карбюратора прочищаем форсунки для охлаждения поршней.
В крышки коренных подшипников устанавливаем вкладыши без проточки на внутренней поверхности.
В первой, второй, четвертой и пятой постелях блока цилиндров устанавливаем вкладыши с проточками, а в третью постель – вкладыш без проточки (такой же как и в крышке)
Cмазываем вкладыши моторным маслом и укладываем в постели коленчатый вал.
Вставляем в проточки опоры третьего коренного подшипника упорные полукольца, смазанные моторным маслом.
Поверхности полуколец с антифрикционным покрытием (на них выполнены проточки) должны быть обращены к щекам коленчатого вала.
Устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, нанесенными на их наружной поверхности (счет крышек ведется со стороны привода ремня ГРМ).
При этом замки верхнего и нижнего вкладышей каждого коренного подшипника должны быть расположены с одной стороны.
Метки на крышках коренных подшипников
Затягиваем болты крепления крышек предписанным моментом.
При сборке шатунно-поршневой группы необходимо, чтобы поршневой палец, смазанный моторным маслом, входил в отверстие поршня с усилием нажатия большого пальца руки и не выпадал из поршня при вертикальном положении пальца.
Устанавливаем на поршни кольца и располагаем их следующим образом:
- замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом около 45° к оси поршневого пальца
- замок нижнего компрессионного кольца – под углом 180° к оси замка верхнего кольца.
- замок маслосъемного кольца – под углом 90° к оси замка верхнего компрессионного кольца.
Нижнее компрессионное кольцо устанавливаем проточкой ("скребком") вниз. Если на кольце нанесена метка "ВЕРХ" или "ТОР" – кольцо располагаем меткой вверх.
При установке маслосъемного кольца стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку кольца.
Перед установкой деталей смазываем цилиндры, поршни с кольцами и шатунные вкладыши моторным маслом.
Устанавливаем поршни с шатунами в цилиндры, сжимая регулируемой втулкой поршневые кольца.
При установке поршней в цилиндры стрелка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода ГРМ.
Расположение стрелки на поршне двигателей ВАЗ-2110, -2111 и -2112
При установке крышек шатунов номера на шатунах и крышках должны располагаться с одной стороны.
Дальнейшую сборку проводим в последовательности, обратной разборке.
Моменты затяжки крепежа при сборке двигателя:
Гайка шпильки крепления впускного и выпускного коллекторов 20,87–25,77 Нм (2,13–2,63 кгс∙м)
Гайка крепления натяжного ролика 33,23–41,16 Нм (3,4–4,2)
Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала 18,38–22,64 Нм (1,87–2,31 кгс∙м)
Болт крепления шкива распределительного вала 67,42–83,3 Нм (6,88–8,5 кгс∙м)
Винт крепления корпуса вспомогательных агрегатов 6,66–8,23 Нм (0,68–0,84 кгс∙м)
Гайка крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения 15,97–22,64 Нм (1,63–2,31 кгс∙м)
Болт крепления крышек коренных подшипников 68,31–84,38 Нм (6,97–8,61 кгс∙м)
Болт крепления масляного картера 5,15–8,23 Нм (0,52–0,84 кгс∙м)
Гайки болта крышки шатуна 43,32–53,51 Нм (4,42–5,46 кгс∙м)
Болт крепления маховика 60,96–87,42 Нм (6,22–8,92 кгс∙м)
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости 7,64–8,01 Нм (0,78–0,82 кгс∙м)
Болт крепления шкива коленчатого вала 97,9–108,78 Нм (9,9–11,1 кгс∙м)
Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости 4,17–5,15 Нм (0,425–0,525 кгс∙м)
Гайка крепления приемной трубы глушителя 20,87–25,77 Нм (2,13–2,63 кгс∙м)
Болт крепления фланца дополнительного глушителя 15,97–22,64 Нм (1,63–2,31 кгс∙м)
Гайка крепления троса сцепления к кронштейну 14,7–19,6 Нм (1,5–2,0 кгс∙м)
Болт крепления подушки левой и правой опор силового агрегата к кронштейну 20,87–25,77 Нм (2,13–2,63 кгс∙м)
Гайка шпильки крепления подушки левой и правой опор к кронштейнам силового агрегата 34,0–51,9 Нм (3,47–5,50 кгс∙м)
Болт крепления кронштейна левой опоры силового агрегата к картеру коробки передач 34,0–51,9 Нм (3,47–5,50 кгс∙м)
Болт крепления кронштейна правой опоры силового агрегата к блоку цилиндров 20,87–25,77 Нм (2,13–2,63 кгс∙м)
Гайка шпильки крепления к кузову подушки задней опоры силового агрегата с двигателем ВАЗ-2110, -2111, -21114 34,0–51,9 Нм (3,47–5,50 кгс∙м)
Болт крепления подушки к кронштейну задней опоры силового агрегата с двигателем ВАЗ-2110, -2111, 21114 58,8–78,4 Нм (6,0–8,0 кгс∙м)
Болт крепления к блоку цилиндров кронштейна передней и задней опор силового агрегата с двигателем ВАЗ-2112, -21124 34,0–51,9 Нм (3,47–5,50 кгс∙м)
Болт (гайка) крепления штанги передней и задней опоры силового агрегата с двигателем ВАЗ-2112, -21124 34,0–51,9 Нм (3,47–5,50 кгс∙м)
Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника 8,33–10,29 Нм (0,85–1,05 кгс∙м)
Болт крепления маслоприемника к насосу 6,86–8,23 Нм (0,7–0,84 кгс∙м)
Болт крепления масляного насоса 8,33–10,29 Нм (0,85–1,05 кгс∙м)
Болт крепления корпуса масляного насоса 7,2–9,2 Нм (0,735–0,94 кгс∙м)
Пробка редукционного клапана масляного насоса 45,5–73,5 Нм (4,64–7,5 кгс∙м)
Штуцер масляного фильтра 37,48–87,47 Нм (3,8–8,9 кгс∙м)
Датчик контрольной лампы давления масла 24–27 Нм (2,45–2,75 кгс∙м)
Гайки крепления карбюратора 12,8–15,9 Нм (1,3–1,6 кгс∙м)
Гайка крепления крышки головки цилиндров 1,96–4,6 Нм (0,2–0,47 кгс∙м)