Разборка и сборка коробки передач ВАЗ-2110
Снятие и установку коробки можно посмотреть в статье – «Замена КПП».
Очищаем от грязи и промываем коробку передач снаружи (не допускайте попадания воды в картер).
Ключом "на 17" отворачиваем болт крепления кронштейна подвески силового агрегата.
Головкой "на 13" отворачиваем шесть гаек крепления задней крышки картера.
Снимаем кронштейн.
Постукивая медным молотком (или обычным через оправку из мягкого металла) по приливам крышки, снимаем ее вместе с уплотнительной прокладкой со шпилек
Вдавив до упора шток выбора передач, включаем третью передачу или, втянув шток до упора, включаем четвертую
Накидным ключом "на 10" отворачиваем болт крепления вилки пятой передачи
Через выколотку из мягкого металла наносим удар по вилке вниз, включая пятую передачу
Бородком выправляем вмятины гаек первичного и вторичного валов.
Головкой "на 32" с мощным воротком отворачиваем гайки валов.
Поддев отверткой вилку включения пятой передачи, снимаем узел пятой передачи в сборе
Вынимаем вилку включения пятой передачи
Снимаем скользящую муфту синхронизатора со ступицей
Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора
Вынимаем упорную пластину
Сдвигаем ступицу внутри скользящей муфты синхронизатора
…и вынимаем ступицу, пружины, фиксаторы и сухари синхронизатора пятой передачи.
Медным молотком наносим удар в торец первичного вала.
В образовавшийся зазор между упорной пластиной и ведущей шестерней пятой передачи вставляем две отвертки.
Поддевая отвертками шестерню, спрессовываем ее.
Головкой "на 13" отворачиваем три пробки фиксаторов штоков переключения передач.
Вынимаем из гнезд пружины и шарики фиксаторов.
Ударной крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта крепления упорной пластины.
На винтах имеются специальные стопорные шайбы
Снимаем упорную пластину
Двумя отвертками поддеваем упорную шайбу втулки ведомой шестерни пятой передачи.
В образовавшийся зазор между торцом заднего подшипника и упорной шайбой вводим лапы съемника и спрессовываем втулку шестерни и упорную шайбу
Двумя отвертками разводим стопорное кольцо на первичном валу и снимаем его
Таким же образом снимаем стопорное кольцо с вторичного вала.
Головкой "на 13" отворачиваем пробку фиксатора задней передачи и вынимаем пружину.
Вставляем в гнездо фиксатора отвертку и, приложив к ней магнит, извлекаем шарик
Головкой "на 13" отворачиваем тринадцать гаек и один болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления
Вставив в паз на стыке привалочных плоскостей картеров отвертку, аккуратно приподнимаем картер коробки и снимаем его
Накидным ключом "на 10" отворачиваем болт крепления вилки включения I-II передач к штоку.
Приподнимаем шток вверх и выводим вилку из зацепления.
Накидным ключом "на 10" отворачиваем болт крепления вилки включения III-IV передач к штоку.
Отверткой выводим шток из механизма выбора передач.
Поднимаем шток вверх и выводим вилку из проточки скользящей муфты синхронизатора
Поворачивая шток включения V передачи, выводим его из механизма выбора передач
Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.
Вынимаем промежуточную шестерню заднего хода.
Вынимаем одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления.
Вынимаем дифференциал в сборе.
Головкой "на 10" отворачиваем три болта крепления механизма выбора передач и снимаем его
Головкой "на 10" отворачиваем установочный болт рычага выбора передач.
Снимаем рычаг выбора передач со штока.
Поддев отверткой, снимаем защитный чехол штока с втулки
Вынимаем шток выбора передач
Заменить шарнир штока выбора передач можно на коробке передач, установленной на автомобиле (снимать шарнир со штока, без необходимости, не следует, т.к. болт крепления установлен на специальном клее ТБ-1324).
Для наглядности проводим эту операцию на снятом штоке.
Накидным ключом "на 10" отворачиваем установочный болт шарнира и снимаем шарнир.
Для замены сальника штока выбора передач поддеваем его крючком из толстой проволоки и извлекаем из втулки.
Отверткой извлекаем из сепаратора ролики переднего подшипника вторичного вала.
Вынимаем сепаратор подшипника.
Зацепив крючком приспособления буртик наружного кольца подшипника, ударами по крючку выпрессовываем кольцо
Извлекаем маслосборник
Таким же образом выпрессовываем наружное кольцо подшипника первичного вала.
Вынимаем магнит.
Подходящим отрезком трубы выбиваем из картера сцепления сальник привода.
Через бородок наносим удары в торец наружного кольца подшипника дифференциала и выпрессовываем кольцо
Таким же образом выбиваем сальник и наружное кольцо подшипника дифференциала из картера коробки передач.
Вынимаем регулировочное кольцо.
Зажимаем первичный вал в тиски с мягкими губками.
Поддеваем двумя монтажными лопатками задний шариковый подшипник и спрессовываем его.
Через оправку наносим удары в торец внутреннего кольца переднего подшипника и спрессовываем кольцо
Зажимаем в тиски с мягкими губками вторичный вал.
Двумя отвертками упираемся в торцы стопорного кольца и снимаем его с переднего конца вала
В зазор между внутренним кольцом переднего подшипника и торцом ведущей шестерни главной передачи вставляем отвертку и отжимаем кольцо.
В образовавшийся увеличенный зазор вставляем две монтажные лопатки и спрессовываем с вала внутреннее кольцо подшипника.
Захватив трехлапым съемником ведомую шестерню 1-й передачи, спрессовываем ведущую шестерню главной передачи
При отсутствии съемника подкладываем под шестерню упоры и наносим удары медным молотком в торец вала.
Снимаем ведущую шестерню главной передачи.
Снимаем ведомую шестерню I передачи.
Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора I передачи.
Круглогубцами разводим стопорное кольцо ступицы синхронизатора и снимаем его.
Поддев двумя монтажными лопатками ведомую шестерню II передачи, спрессовываем с вала ступицу скользящей муфты синхронизатора I–II передач.
Снимаем скользящую муфту со ступицей синхронизатора и блокирующее кольцо синхронизатора II передачи
Снимаем ведомую шестерню II передачи.
Переворачиваем вал в тисках.
Поддев двумя монтажными лопатками задний подшипник вторичного вала, спрессовываем его.
Снимаем упорную шайбу.
Снимаем ведомую шестерню IV передачи.
Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи
Круглогубцами разводим стопорное кольцо ступицы синхронизатора и снимаем его
Захватив трехлапым съемником шестерню III передачи, спрессовываем с вала ступицу скользящей муфты синхронизатора III–IV передач
При отсутствии съемника подкладываем под шестерню упоры и наносим в торец вала удары медным молотком.
Снимаем скользящую муфту со ступицей синхронизатора.
Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора III передачи
Снимаем шестерню III передачи
Зажимаем ведомую шестерню главной передачи в тиски с мягкими губками.
Головкой "на 17" отворачиваем восемь болтов крепления шестерни к коробке дифференциала.
Медным молотком выбиваем коробку дифференциала.
Проворачивая, вынимаем шестерни приводов (полуосевые) из коробки.
Зажав коробку дифференциала в тиски, круглогубцами снимаем стопорное кольцо с оси сателлитов
Надавив на ось сателлитов, вынимаем ее из коробки.
Извлекаем из коробки сателлиты.
Для снятия подшипников дифференциала зажимаем коробку в тиски.
Вставив зубило в зазор между торцом внутреннего кольца подшипника и коробкой дифференциала, наносим удары по зубилу
Спрессовываем подшипник
Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.
При сборке рычага выбора передач и шарнира со штоком выбора передач предварительно обезжириваем резьбовые отверстия в корпусе шарнира и ступице рычага, а также установочные болты крепления.
Наносим на резьбу болтов резьбовой герметик.
Сальники первичного вала, приводов и штока выбора передач запрессовываем оправками или подходящими отрезками труб.
Рабочую поверхность сальников смазываем тонким слоем смазки Литол-24.
В картер сцепления (для правого привода) устанавливаем сальник с правой насечкой, а в картер коробки передач (для левого привода) – сальник с левой насечкой.
Стрелки на корпусах сальников должны совпадать с направлением вращения приводов при движении автомобиля вперед.
При сборке вторичного вала заменяем стопорные кольца ступиц синхронизаторов новыми.
Наружные и внутренние кольца роликовых подшипников, шариковые подшипники, шестерни и ступицы синхронизаторов запрессовываем оправками или подходящими отрезками труб.
При сборке ступицы со скользящей муфтой синхронизатора перед установкой фиксатора наносим на него немного пластичной смазки и вкладываем в сухарь.
Отжав отверткой установленную пружину синхронизатора к ступице, ставим на место сухарь с фиксатором. При этом напротив фиксатора в скользящей муфте должно располагаться наиболее глубокое гнездо.
При сборке дифференциала смазываем маслом сателлиты и шестерни приводов.
Подшипники дифференциала монтируем с предварительным натягом 0,25 мм.
Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, установленного в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала.
Подбор толщины регулировочного кольца необходим в случае замены одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картеров сцепления и коробки передач.
После установки дифференциала в картер сцепления необходимо зафиксировать оправкой (заглушкой) одну из шестерен приводов, чтобы они не сместились с посадочных мест при дальнейшей сборке.
Перед сборкой картера коробки передач с картером сцепления и задней крышкой наносим по периметру привалочных плоскостей слой герметика.