Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка
Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери).
Он открывается при давлении 1,1- 1,5 кгс/см 2.
Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см 2 (на остывающем двигателе).
Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.
Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора.
Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели.
Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма.
Корпус насоса – алюминиевый.
Валик вращается в двухрядном подшипнике с "пожизненным" запасом пластичной смазки.
Наружное кольцо подшипника стопорится винтом.
На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний – крыльчатка.
К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник.
При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.
Перераспределением потоков жидкости управляет термостат.
На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.
Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора.
При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор.
При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.
Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок.
Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости.
Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами.
Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой.
Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку.
Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний.
Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.
Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.
Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке
- Повреждение радиатора, шлангов, ослабление их посадки на патрубках
- Подтекание жидкости из крана отопителя
- Герметичность радиатора проверяется в ванне с горячей водой сжатым воздухом под давлением 2,0 бар (2,0 кг/см2) - Замените поврежденные детали. Подтяните хомуты на шлангах
Утечка жидкости через манжету (сальник) насоса охлаждающей жидкости - Замените насос в сборе
- Повреждена прокладка головки цилиндров. Дефект блока или головки цилиндров
- При замене масла из картера выливается эмульсия с белесым оттенком.
- Возможно появление обильного белого дыма из глушителя.
- Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя - Поврежденные детали замените.
Не используйте зимой воду в системе охлаждения, заливайте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям
Двигатель долго прогревается до рабочей температуры
- Неисправен термостат - Замените неисправный термостат
- Низкая температура воздуха (ниже –15°С) - Утеплите двигатель: установите термошумоизоляционный материал под капотом, щитки перед радиатором. Не перекрывайте всю площадь радиатора в зоне крыльчатки вентилятора!
Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе)
- Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости системы впрыска или его цепях - Датчик и цепи проверяются омметром. Неисправный датчик замените
- Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора - Проверка автотестером. Неисправное реле замените
- Не размыкаются контакты термовыключателя радиатора
- При отсоединении клемм от выводов термовыключателя электровентилятор перестает работать - Замените термовыключатель
Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне)
- Неисправен термостат - Замените неисправный термостат
- Недостаточное количество охлаждающей жидкости
- Уровень жидкости ниже метки на расширительном бачке.
- На блоке системы контроля горит соответствующий индикатор - Устраните утечки. Долейте охлаждающую жидкость
- Паровые пробки в системе охлаждения из-за негерметичности пробки расширительного бачка - Нанесите мыльную пену на пробку бачка, заглушите двигатель и сдавите руками шланги системы охлаждения. Воздух не должен выходить из-под пробки - Замените пробку и / или бачок
- Много накипи в системе охлаждения - Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи. Не используйте жесткую воду в системе охлаждения
- Загрязнены ячейки радиатора - Промойте радиатор струей воды под давлением
- Неисправен насос охлаждающей жидкости - Разберите насос, осмотрите, измерьте детали. Замените изношенные детали или насос в сборе
- Не включается электровентилятор системы охлаждения - Замкните между собой контакты термовыключателя радиатора.
Если вентилятор работает – неисправен датчик, если нет – электрические цепи или электродвигатель вентилятора (проверяются омметром). Проверьте, подается ли напряжение 12 В на управляющий контакт реле электровентилятора.
Если да, то неисправны реле или электродвигатель вентилятора, если нет – блок управления впрыском или его цепи
Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные термовыключатель, реле, электродвигатель, блок управления замените
- Недопустимо низкое октановое число бензина - Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем
- Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов - Устраните причину нагарообразования. Применяйте масло рекомендованной вязкости и, по возможности, с низкой зольностью
Неправильная установка момента зажигания - Отрегулируйте угол опережения зажигания
Неисправен коммутатор - Неисправный коммутатор замените
Проверка герметичности системы охлаждения
Герметичность и состояние шлангов системы охлаждения проверяют через каждые 15 000 км пробега.
Осмотрите места подсоединения шлангов к узлам системы охлаждения.
При обнаружении течи подтяните хомуты или при необходимости замените их.
Осмотрите шланги по всей длине, замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность.
Проверку рекомендуется производить на смотровой канаве, подъемнике или приподняв автомобиль домкратом и установив его на опоры
Подводящий и отводящий шланги радиатора, в моторном отсеке.
Шланги на термостате, в моторном отсеке.
Шланг на расширительном бачке, в моторном отсеке.
Шланг и подводящую трубу водяного насоса, снизу автомобиля.
Шланги на карбюраторе, в моторном отсеке.
Шланги отопителя, снизу автомобиля.
Сливная пробка радиатора, в моторном отсеке
Датчик температуры охлаждающей жидкости, в моторном отсеке
Датчик температуры охлаждающей жидкости, в моторном отсеке.
Перед заменой шлангов слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения.
Осмотрите сливные пробки радиатора и двигателя, а также датчик вентилятора. Если в этих местах есть течи, подтяните пробки и датчик.