После снятия, оценки и притирки клапанов собираем головку и устанавливаем на двигатель, как было описано в статье – «Как снять головку блока цилиндров ВАЗ-2109»
Для сборки нам понадобятся инструменты:
- оправка для монтажа маслоотражательных колпачков;
- приспособление для рассухаривания клапанов;
- герметик;
- моторное масло;
- набор стандартного инструмента.
Установите опорную шайбу (тарелку) пружин клапана.
Напрессуйте с помощью оправки маслоотражательный колпачок на направляющую втулку клапана (на фотографии оправка не показана).
Смажьте моторным маслом стержень клапана и вставьте его в направляющую втулку соответствующего цилиндра (по меткам, нанесенным при разборке)
Подложите под клапан подходящий упор.
Переверните головку блока и вставьте внутреннюю и наружную пружины клапана
Установите на пружины тарелку пружин клапана
Установите приспособление для сжатия пружин клапанов.
Для удобства установки приклейте консистентной смазкой сухарь к тонкой отвертке.
Сожмите пружины клапана приспособлением, чтобы освободить проточки под сухарь на стержне клапана.
Вставьте сухарь в проточки.
Таким же образом вставьте второй сухарь и, постепенно ослабляя нажим на ручку приспособления, разожмите клапанные пружины, чтобы сухари вошли в отверстие тарелки пружин клапанов.
Снимите приспособление. Аналогичным образом установите остальные клапаны.
Простучите молотком через металлический стержень по торцам стержней каждого из клапанов, чтобы сухари встали на место.
Вставьте регулировочные шайбы в толкатели в соответствии с метками, сделанными при разборке.
Шайбы вставляются в толкатель той стороной, где выгравировано значение толщины шайбы.
Смажьте моторным маслом и установите толкатели в соответствующие цилиндры (по меткам, сделанным при разборке).
Смажьте опоры распределительного вала в головке блока и регулировочные шайбы толкателей моторным маслом
Толкатель клапана с установленной регулировочной шайбой
Перед установкой распределительного вала смажьте все опоры моторным маслом
Установите распределительный вал на опоры так, чтобы оба кулачка первого цилиндра были направлены вверх.
При этом кулачок привода топливного насоса должен быть со стороны шпилек крепления распределителя зажигания.
Смажьте шейки и кулачки распределительного вала моторным маслом.
Нанесите тонкий слой герметика на поверхность головки, сопрягающейся с корпусами подшипников в зоне крайних опор распредвала
Смажьте моторным маслом опоры распределительного вала в корпусах подшипников.
Установите корпуса подшипников на головку блока и затяните гайки их крепления в указанном порядке моментом 18,7-23,0 Нм (1,87-2,30 кгс·м)
Смажьте место посадки сальника в головке блока и на распределительном валу моторным маслом.
Сальник распределительного вала устанавливается с помощью специальной оправки.
При отсутствии оправки наденьте сальник на распределительный вал до посадочного места на валу.
Затем заостренной палочкой из мягкого дерева аккуратно заправьте рабочую кромку сальника на шейку вала.
Аккуратно задвиньте сальник до упора.
Установите на шпильку натяжной ролик и наверните гайку крепления, не затягивая ее
Заверните датчик температуры охлаждающей жидкости
Установите уплотнительные прокладки впускной трубы и выпускного коллектора.
В качестве запасных частей поставляются уплотнительные прокладки впускной трубы и выпускного коллектора, изготовленные из материала разной толщины, поэтому при установке новых прокладок проверьте, чтобы их толщина была одинакова.
Установите на шпильки впускную трубу.
Установите на шпильки выпускной коллектор
Заверните девять гаек крепления впускной трубы и выпускного коллектора моментом 21-26 Нм (2,1-2,6 кгс·м)
Установите на шпильки патрубок забора теплого воздуха и рым.
Заверните гайку крепления патрубка и рыма.
Заверните две оставшиеся гайки крепления патрубка.
Заверните датчик контрольной лампы аварийного давления масла.
Установите теплоизоляционный щиток карбюратора на шпильки и заверните две гайки его крепления
Затяните гайку крепления щитка на штуцере
Заверните свечи зажигания. Не затягивайте свечи слишком сильно, так как в изоляторе свечи могут образоваться трещины.
Момент затяжки свечей 31-39 Нм (3,1-3,9 кгс·м).
Установите прокладки карбюратора.
Установите карбюратор на шпильки и заверните четыре гайки его крепления моментом 13-16 Нм (1,3-1,6 кгс·м)
Заверните винт крепления штуцера подогрева карбюратора