Снятие коробки передач и разборка коробки передач ВАЗ-2109 рассмотрена в соответствующих статьях на сайте
Разборка вторичного вала
Вторичный вал нужно зажимать в тисках, с мягкими накладками на губках, за внутреннее кольцо переднего подшипника.
Затягивайте тиски так, чтобы вал можно было наклонять усилием руки, иначе можно повредить поверхность беговой дорожки подшипника.
Зажмите вал в тиски с накладками на губках из мягкого металла с небольшим усилием
С помощью двух монтировок спрессуйте задний подшипник
Снимите упорную шайбу.
Снимите ведомую шестерню 4-ой передачи
Снимите игольчатый подшипник шестерни 4-ой передачи и промаркируйте его.
Обязательно маркируйте игольчатые подшипники и втулки в соответствии с номером передачи.
При сборке их надо установить на те же места.
Удобнее всего вставить в шестерню соответствующий игольчатый подшипник и (где она есть) втулку и связать их веревкой или проволокой.
Снимите дистанционное кольцо.
С помощью двух монтировок через шестерню 3-ей передачи сдвиньте синхронизатор 3- ей и 4-ой передач со шлицев вала
Снимите втулку игольчатого подшипника 4-ой передачи
Снимите синхронизатор 3-ей и 4-ой передач с блокирующим кольцом 4-ой передачи.
Промаркируйте блокирующее кольцо относительно муфты синхронизатора.
Обязательно маркируйте блокирующие кольца относительно муфты.
При эксплуатации зубья колец прирабатываются к зубьям муфты, поэтому при сборке кольца надо установить в том же положении.
Снимите блокирующее кольцо шестерни 3-ей передачи и примаркируйте его относительно муфты синхронизатора.
Если вы не предполагаете разбирать синхронизатор, свяжите его веревкой или проволокой, чтобы он не рассыпался
Снимите шестерню 3-ей передачи
Снимите игольчатый подшипник шестерни 3-ей передачи и промаркируйте его
Снимите стопорное кольцо упорных полуколец.
Снимите два упорных полукольца.
Выньте фиксирующий шарик из отверстия на валу
Снимите шестерню 2-ой передачи
Снимите игольчатый подшипник шестерни 2-ой передачи и промаркируйте его.
Снимите пружинное стопорное кольцо.
На синхронизаторе 1-ой и 2-ой передач выполнен зубчатый венец передачи заднего хода.
Установите вал шестерни 1-ой передачи на губки тисков и ударами деревянной киянки по торцу вала спрессуйте синхронизатор 1-ой и 2-ой передач со шлицев вала.
Снимите синхронизатор 1-ой и 2-ой передач с блокирующим кольцом 2-ой передачи
Снимите блокирующее кольцо 1-ой передачи и промаркируйте его относительно муфты синхронизатора
Снимите шестерню 1-ой передачи.
Снимите стопорное кольцо.
Слегка разожмите замок игольчатого подшипника 1-ой передачи и снимите подшипник, продвинув его вдоль вала.
Промаркируйте подшипник.
Переверните вал и с помощью двух больших отверток спрессуйте внутреннее кольцо переднего подшипника вала.
Затем снимите упорную шайбу
Осмотр и дефектовка деталей вторичного вала
Тщательно очистите, промойте и высушите детали вторичного вала.
Проверьте состояние валов.
При наличии питтинга (раковин) на шейках подшипников или следов износа валы необходимо заменить.
Шлицы валов не должны иметь вмятин, задиров и следов износа.
Замените валы с дефектными шлицами.
Проверьте состояние шестерен коробки передач.
При наличии сколов и выкрашивания зубьев, задиров во внутренних отверстиях и других повреждениях шестерни необходимо заменить.
Проверьте состояние подшипников.
При наличии питтинга (раковин) на беговых дорожках и телах качения, следов вдавливания тел качения на беговых дорожках, повреждения сепараторов замените подшипники.
Радиальный зазор шариковых и роликовых подшипников не должен превышать 0,05 мм.
Это можно проверить индикатором.
Установите подшипник на вал, а ножку индикатора на верхнюю точку наружного кольца подшипника.
Слегка нажмите на подшипник снизу вверх.
Разность в показаниях индикатора между исходным положением и при нажатии на подшипник называется радиальным зазором.
Проверьте состояние блокирующих колец синхронизаторов.
При наличии забоин и сколов на зубчатых венцах или значительной выработки на конусах замените блокирующие кольца.
Проверьте зазор между шестернями и соответствующими им блокирующими кольцами.
Минимально допустимый зазор составляет 0,6 мм. Если он меньше, блокирующее кольцо нужно заменить.
При обнаружении задиров и деформации на упорных шайбах и стопорных кольцах, а также при потере упругости стопорных колец замените их
Сборка вторичного вала
Установите упорную шайбу и напрессуйте на вал с помощью подходящей оправки внутреннее кольцо заднего подшипника
Переверните вал и зажмите его в тиски с накладками на губках из мягкого металла с небольшим усилием.
Смажьте трансмиссионным маслом все посадочные места на валу.
Слегка разожмите замок игольчатого подшипника 1-ой передачи и установите подшипник, продвинув его вдоль вала.
Смажьте игольчатый подшипник трансмиссионным маслом.
Установите стопорное кольцо.
Установите шестерню 1-ой передачи зубчатым венцом вверх.
Установите блокирующее кольцо 1-ой передачи на синхронизатор, повернув его так, чтобы места без зубьев блокирующего кольца были расположены напротив пазов для фиксаторов ступицы.
При установке старого блокирующего кольца, установите его в соответствии с маркировкой, нанесенной при разборке.
Придерживая блокирующее кольцо, установите синхронизатор на вал и совместите шлицы вала и ступицы синхронизатора.
Напрессуйте ступицу синхронизатора на шлицевую часть вала легкими ударами молотка через оправку из мягкого металла.
Удары наносите равномерно по всей окружности ступицы.
Установите стопорное кольцо.
Установите игольчатый подшипник шестерни 2-ой передачи и смажьте его трансмиссионным маслом.
Установите блокирующее кольцо 2-ой передачи на синхронизатор так, чтобы малые выступы блокирующего кольца совместились с пазами ступицы, где установлены фиксаторы.
Установите шестерню второй передачи зубчатым венцом вниз.
Установите в отверстие на валу фиксирующий шарик.
Установите два упорных полукольца так, чтобы фиксирующий шарик попал в выемку одного из полуколец.
Установите стопорное кольцо, зафиксировав полукольца
Установите игольчатый подшипник шестерни 3-ей передачи и смажьте его трансмиссионным маслом
Установите шестерню 3-ей передачи зубчатым венцом вверх.
Установите блокирующее кольцо 3-ей передачи на синхронизатор так, чтобы места без зубьев блокирующего кольца были расположены напротив пазов для фиксаторов ступицы.
При установке старого блокирующего кольца, установите его в соответствии с маркировкой, нанесенной при разборке.
Совместите шлицы и напрессуйте ступицу синхронизатора 3-ей и 4-ой передач на шлицевую часть вала легкими ударами молотка через оправку из мягкого металла.
Удары наносите равномерно по всей окружности ступицы.
Установите блокирующее кольцо 4-ой передачи на синхронизатор так, чтобы малые выступы блокирующего кольца совместились с пазами ступицы, где установлены фиксаторы.
При установке старого блокирующего кольца, установите его в соответствии с маркировкой, нанесенной при разборке.
Установите дистанционное кольцо игольчатого подшипника.
Напрессуйте втулку игольчатого подшипника 4-ой передачи легкими ударами молотка через оправку из мягкого металла. Удары наносите равномерно по всей окружности втулки
Установите игольчатый подшипник шестерни 4-ой передачи и смажьте его трансмиссионным маслом
Установите шестерню 4-ой передачи зубчатым венцом вниз.
Установите упорную шайбу.
Напрессуйте с помощью подходящей оправки передний подшипник вала.
При запрессовке подшипника прикладывайте усилие только к внутреннему кольцу
Проверьте работу синхронизаторов, переместив вручную муфту вверх и вниз
Ремонт первичного вала КПП
Первичный вал представляет собой блок ведущих шестерен, часть которых выполнена на вале, а вторая запрессована с большим натягом.
Поэтому первичный вал представляет собой неразборную конструкцию и заменить на нем можно только подшипники.
Дефектовка первичного вала, его шестерен и подшипников аналогична дефектовке вторичного вала.
Замена подшипников первичного вала
Зажмите вал в тиски с накладками из мягкого металла и спрессуйте с помощью съемника задний подшипник.
Переверните вал и спрессуйте внутреннее кольцо первичного подшипника.
С помощью соответствующей оправки напрессуйте на вал задний подшипник до упора.
При запрессовке заднего подшипника усилие прикладывайте только к внутреннему кольцу подшипника.
С помощью соответствующей оправки напрессуйте на вал до упора внутреннее кольцо переднего подшипника.
Не забудьте предварительно установить упорное кольцо.