Если в результате проверок выяснилось, что генератор подлежит ремонту, то снимаем его и приступаем к ремонту
Отворачиваем гайку и снимаем регулировочную планку.
Отворачиваем гайку крепления и вынимаем поджимную втулку.
Выньте болт и снимите кронштейн с генератора.
Отверните гайку крепления, удерживая шкив от проворачивания, и снимите шкив вместе с крыльчаткой вентилятора.
Выньте из вала якоря сегментную шпонку.
Рекомендуется удерживать шкив от проворачивания специальным приспособлением.
Если приспособления нет, можно сделать так:
Наденьте на шкив ремень генератора и сверху на него наденьте еще один ремень большего сечения, чтобы не замять шкив.
Зажмите шкив с ремнями в тиски и отверните гайку крепления.
Отверните гайку и отсоедините провод конденсатора от клеммы «30» генератора
Отверните винт и снимите конденсатор.
Отсоедините колодку с проводом от щеткодержателя.
Отверните два винта крепления щеткодержателя
Выньте щеткодержатель с регулятором напряжения
Отверните четыре гайки крепления
Выньте четыре стяжных болта.
С помощью съемника снимите с вала якоря крышку со стороны привода.
Снимите распорную втулку с вала якоря.
Выньте якорь из крышки со стороны коллектора
Отверните три гайки крепления и отсоедините выводы статора от выпрямительного блока
Выньте три болта крепления выпрямительного блока и выводов статора с изолирующими колодками
Выньте статор из крышки
Отверните гайку крепления клеммы «30».
Отожмите отверткой выступ на штекере внутри колодки и протолкните штекер с проводом внутрь крышки.
При этом пластмассовая колодка остается на крышке.
Выньте выпрямительный блок из крышки.
Для замены подшипника в крышке со стороны привода отверните четыре гайки крепления, выньте болты
Снимите внутреннюю и наружную шайбы крепления подшипника.
Затем с помощью подходящей оправки выпрессуйте подшипник из крышки.
Новый подшипник запрессовывайте заподлицо с поверхностью крышки.
Усилие надо прикладывать только к наружному кольцу подшипника.
Чтобы заменить подшипник со стороны коллектора, спрессуйте его съемником с вала якоря.
Напрессуйте новый подшипник до упора, прилагая усилие только к внутреннему кольцу подшипника
Проверка и дефектовка деталей генератора
При проверке напряжением 220 В соблюдайте осторожность – не касайтесь руками частей генератора, находящихся под напряжением.
Проверьте исправность регулятора напряжения.
Подсоедините контрольную лампу 12 В к щеткам.
Подайте напряжение 12 В: “ + ” на клемму, а “ – ” на массу щеткодержателя.
Контрольная лампа должна загореться.
Увеличьте напряжение до 15–16 В – лампа должна погаснуть.
Если лампа не гаснет или не загорается при напряжении 12 В, замените регулятор со щеткодержателем.
Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе и их выступание.
Если щетки выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, замените регулятор напряжения со щеткодержателем.
При обнаружении на щетках сколов и трещин замените регулятор
Осмотрите контактные кольца.
Если на них есть задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и т.п., кольца необходимо прошлифовать.
Если повреждения колец нельзя удалить шкуркой, проточите кольца на токарном станке, сняв минимальный слой металла, и затем прошлифуйте.
Проверьте омметром (тестером) сопротивление обмотки ротора, подсоединив его к контактным кольцам.
Если омметр покажет «0», значит в обмотках обрыв и нужно заменить ротор.
Проверьте с помощью контрольной лампы, нет ли замыкания обмотки на корпус ротора.
Включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).
Один из проводов подсоедините к корпусу ротора, а второй поочередно на каждое кольцо.
В обоих случаях лампа не должна гореть. Если лампа загорается, то обмотка замкнута: необходимо заменить ротор.
Осмотрите статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор.
Если есть износ – надо заменить подшипники или крышки генератора.
Проверьте, нет ли обрыва в обмотке статора.
Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).
Поочередно подсоедините контрольную лампу между всеми выводами обмотки.
Во всех трех случаях лампа должна гореть. Если лампа не загорается, произошел обрыв в обмотке.
Замените статор или обмотку.
Проверьте, нет ли замыкания обмоток статора на корпус.
Для этого включите контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).
Подсоедините лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока к корпусу статора.
Если лампа загорается, значит есть замыкание: необходимо заменить статор или обмотку.
Проверьте диоды выпрямительного блока с помощью контрольной лампы 12 В и аккумуляторной батареи.
Для проверки замыкания в положительных и отрицательных диодах подсоедините «+» к батареи через контрольную лампу к клемме «30» генератора, а «—» батареи – к корпусу генератора.
Если лампа загорается, то в диодах есть замыкание и блок нужно заменить.
Выпрямительный блок:
1 – положительные диоды
2 – отрицательные диоды
3 – дополнительные диоды
Проверить выпрямительный блок можно без снятия генератора с автомобиля.
Для этого отсоедините провода от аккумуляторной батареи и генератора, а также снимите колодку с проводом с клеммы регулятора напряжения.
Проверьте выпрямительный блок, как описано в п. 10.
Для проверки положительных диодов через контрольную лампу к клемме “ 30 ” генератора, а подсоедините “ + ” аккумуляторной батареи провод, идущий от “ – ” аккумуляторной батареи – к одному из болтов крепления выпрямительного блока.
Если лампа горит, значит есть замыкание в положительных диодах: блок необходимо заменить.
Для проверки отрицательных диодов подсоедините “ + ” аккумуляторной батареи через контрольную лампу к одному из болтов крепления выпрямительного блока, а провод идущий от “ – ” аккумуляторной батареи – к корпусу генератора.
Если лампа загорается, то в отрицательных диодах есть замыкание: блок необходимо заменить.
Горящая лампа при проверке отрицательных диодов может указывать также на замыкание обмотки статора на корпус генератора, однако такая неисправность встречается гораздо реже, чем замыкание диодов.
Для проверки дополнительных диодов подсоедините провод “ + ” от аккумуляторной батареи через контрольную лампу к клемме “ 61 ” генератора, а провод, идущий от “ – ” аккумуляторной батареи – к одному из болтов крепления выпрямительного блока.
Если лампа загорается, значит, есть замыкание в дополнительных диодах.
Блок необходимо заменить.
Осмотрите крышку генератора со стороны привода.
Если есть трещины, особенно в местах крепления генератора, замените крышку.
Измерьте диаметр посадочного места под подшипник в крышке со стороны привода.
Если отверстие под подшипник деформировано или его диаметр превышает 42 мм, замените крышку.
Проверьте легкость вращения подшипников.
Если при вращении подшипников появляется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, подшипники нужно заменить.
Также замените подшипники с поврежденными защитными кольцами или следами подтекания смазки.
Осмотрите крышку генератора со стороны контактных колец. Если есть повреждения либо изношено посадочное кольцо под подшипник, замените крышку.
Исправность конденсатора можно проверить мегометром или тестером (по шкале 1–10 МОм).
Подсоедините один щуп тестера к контакту конденсатора, а второй – к корпусу генератора.
Перед подключением прибор показывает «I» .
В момент подключения сопротивление должно уменьшиться, а затем вернуться в прежнее положение: в этом случае конденсатор исправен.
Неисправный конденсатор надо заменить