При разборке коробки желательно любым способом маркировать, или запоминать где какая деталь стояла, потому как многие детали схожи.

При установке новых деталей нужно учитывать зазоры и притертость смежных деталей.

Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях:

Повышенный шум в коробке передач:

- износ подшипников;

- износ зубьев шестерен и синхронизаторов;

- осевое перемещение валов.

Затрудненное переключение передач:

- износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле;

- деформация рычага переключения передач;

- заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей;

- загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы;

- деформация вилок переключения передач.

Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач:

- износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов;

- износ блокирующего кольца синхронизатора;

- поломка пружины синхронизатора;

- износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.

Пониженный уровень или утечка масла:

- износ сальников первичного и вторичного валов;

- ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок;

- ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.

Сливаем из коробки передач масло (см. Проверка уровня и замена масла в коробке передач).

Снимаем вилку привода выключения сцепления и подшипник выключения сцепления.

Снимаем коробку передач (см. Замена коробки передач).

Тщательно очищаем от грязи, моем картер коробки передач щеткой и горячей водой с моющим средством снаружи и ставим ее на верстак картером сцепления вниз.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Двумя отвертками разводим секторы распорной втулки

снимаем ее и резиновую втулку демпфера.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Снимаем эластичную муфту и фланец со вторичного вала коробки передач

Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления опоры и снимаем ее

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Головкой «на 10» отворачиваем гайку крепления привода спидометра и снимаем его

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Ключом «на 22» отворачиваем выключатель света заднего хода и снимаем его.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Ключом «на 13» отворачиваем упор перемещения рычага переключения передач.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Ключом «на 13» отворачиваем две гайки крепления кронштейна.

Снимаем кронштейн и вынимаем болт с квадратной головкой.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Ключом «на 13» отворачиваем остальные гайки крепления задней крышки коробки передач

Снимаем заднюю крышку, передвинув рычаг переключения вправо, чтобы освободить его от штоков включения передач

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Осторожно, стараясь не повредить, снимаем прокладку задней крышки.

Снимаем задний подшипник.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Снимаем ведущую шестерню привода спидометра и ее фиксатор – стальной шарик

Головкой «на 10» отворачиваем болт крепления вилки включения передачи заднего хода

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Снимаем вилку включения заднего хода и промежуточную шестерню заднего хода.

Снимаем со штока включения заднего хода дистанционную втулку.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Съемником снимаем стопорное кольцо с промежуточного вала.

Снимаем ведущую шестерню заднего хода и пружинную шайбу.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Съемником снимаем стопорное кольцо со вторичного вала

Снимаем ведомую шестерню заднего хода и пружинную шайбу

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Ударной отверткой отворачиваем четыре винта крепления стопорной пластины подшипника и оси промежуточной шестерни заднего хода

Снимаем стопорную пластину.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода

Головкой «на 10» отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки

Снимаем крышку с прокладкой.

Кладем коробку передач на бок.

Головкой «на 13» отворачиваем одну гайку

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

головкой «на 17» откручиваем шесть гаек крепления картера сцепления к коробке передач.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Разъединяем картеры и снимаем прокладку.

Ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов штоков

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Снимаем крышку и извлекаем из отверстий три пружины и три шарика

Вынимаем шток вилки включения заднего хода.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Головкой «на 10» отворачиваем болт, крепящий вилку включения III и IV передач.

Выдвигаем штоки, одновременно удаляя блокировочные сухари

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Полностью вынимаем шток вилки включения III и IV передач

Головкой «на 10» отворачиваем болт, крепящий вилку включения I и II передач.

Вынимаем шток вилки включения I и II передач.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Нажав на муфты, включаем сразу две передачи и ключом «на 19» отворачиваем болт крепления переднего подшипника промежуточного вала.

Поддев двумя отвертками за стопорное кольцо, вынимаем передний подшипник промежуточного вала.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Выталкиваем наружу задний подшипник промежуточного вала

Наклонив, вынимаем промежуточный вал из картера коробки передач

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Вынимаем две вилки переключения передач.

Поддев отверткой, вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и кольцом синхронизатора.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Снимаем игольчатый подшипник со вторичного вала

Поддев отверткой, извлекаем шпонку с задней части вторичного вала

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Поддев двумя отвертками, снимаем задний подшипник вторичного вала.

Вынимаем вторичный вал из картера коробки передач.

Вертикально устанавливаем вторичный вал, зажав его в тисках через картонные прокладки.

Снимаем муфту синхронизатора III и IV передач.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Съемником снимаем стопорное кольцо и снимаем ступицу синхронизатора и пружинную шайбу

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Поддев отверткой, снимаем стопорное кольцо, а также блокирующее кольцо синхронизатора и пружину синхронизатора

Снимаем шестерню III передачи.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Оперев шестерню I передачи на жесткое основание, молотком через проставку из мягкого металла выбиваем вторичный вал и снимаем с него шестерню II передачи в сборе, муфту синхронизатора I и II передач, ступицу синхронизатора, шестерню I передачи и втулку шестерни I передачи.

Элементы синхронизаторов I, II и IV (на первичном валу) передач разбираются аналогично синхронизатору III передачи.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Для снятия подшипника первичного вала съемником разжимаем стопорное кольцо и снимаем его вместе с пружинной шайбой.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Оперев подшипник на жесткое основание, молотком через выколотку из мягкого металла выбиваем первичный вал.

Для снятия рычага переключения передач с задней крышки картера коробки передач отсоединяем от рычага возвратную пружину.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Ключом «на 10» отворачиваем три гайки крепления шаровой опоры рычага и снимаем рычаг со шпилек.

Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ-2107

Для замены манжеты первичного (ведущего) вала выбиваем выколоткой манжету через отверстие в передней крышке коробки передач и снимаем ее

Перед осмотром детали коробки передач тщательно очистите.

Щеткой или скребком удалите все отложения и очистите отверстия и шлицы от возможных загрязнений; затем промойте, чтобы устранить и растворить все остатки масла.

Обдуйте детали струей сжатого воздуха и аккуратно протрите их. Особенно тщательно продуйте подшипники, направляя струю сжатого воздуха так, чтобы не возникало быстрого вращения колец.

На зубьях шестерен и муфт не должно быть сколов, задиров, усталостных выкрашиваний и заметного износа. Поверхности валов, осей и штоков переключения передач должны быть совершенно гладкими, без задиров, раковин и сильного износа.

На картере не должно быть трещин и забоин, а в расточках под подшипники – износа и следов проворачивания. На шлицах валов недопустимы коррозия и следы смятия и заедания.

Незначительные повреждения можно устранить мелкой шкуркой с последующей полировкой, но лучше заменить поврежденные детали новыми.

Все подшипники качения, как шариковые, так и роликовые, должны быть в безукоризненном состоянии, их радиальный люфт не должен превышать 0,05 мм, на дорожках и телах качения недопустимы любые дефекты.

Сепараторы не должны иметь разрывов, касаний колец и оплавлений (у пластмассовых).

Вообще, если «пробег» коробки превышает 120 тыс. км и производится ремонт агрегата с разборкой, все подшипники лучше заменить новыми независимо от их состояния, особенно если были замечены сильные повреждения шестерен и муфт включения передач.

Манжеты заменяем новыми в любом случае.

При сборке смазываем все детали коробки, в т.ч. гнезда подшипников и сами подшипники трансмиссионным маслом, стыки картера и крышек покрываем тонким слоем маслостойкого герметика, а детали механизма переключения – смазкой ШРУС-4.

Собираем коробку передач в порядке, обратном разборке.

Пружина фиксатора штока вилки заднего хода отличается от других жесткостью, она имеет черное покрытие. Перед установкой рабочую поверхность манжет покрываем тонким слоем смазки Литол-24.

Болт зажимной шайбы подшипника промежуточного вала затягиваем моментом 8,1–10,0 кгс∙м. Гайку заднего конца вторичного вала затягиваем моментом 6,8–8,4 кгс∙м.