Проверять и регулировать углы установки передних колес нужно на специальных стендах.
Можно сделать регулировку самостоятельно
Для этого нужна ровная горизонтальная площадка.
Если ее нет, можно выставить колеса автомобиля в горизонтальной плоскости с помощью подкладок под них.
Перед регулировкой проверяем:
- давление воздуха в шинах;
- люфт в подшипниках и шаровых шарнирах подвески;
- исправность амортизаторов;
- свободный ход рулевого колеса. Устраняем обнаруженные неисправности. На автомобиле должны быть установлены колеса и шины одного размера, без радиального и осевого биений.
Проверить отсутствие биений можно визуально, вращая рукой вывешенные колеса.
Контроль и регулировку можно проводить как на загруженном, так и на незагруженном автомобиле.
Рекомендуется проводить установку углов на загруженном автомобиле – по 70 кг на четырех подушках сидений и 40 кг в середине багажника.
Рулевое колесо ставим в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.
Перед проверкой 2–3 раза обжимаем подвеску автомобиля, прикладывая к бамперам вертикальное усилие 40–50 кг. Проверку и регулировку углов проводим в такой последовательности:
- угол продольного наклона оси поворота;
- угол развала колес;
- схождение колес.
У нового автомобиля (до ТО-1) углы установки колес имеют следующие значения:
- угол развала колес: 0°30' +40' -30'
- угол продольного наклона оси поворота: 4° +1° -1°30'
- схождение 1–7 мм.
После проведения ТО-1 (через 2–3 тыс. км пробега) и при дальнейшей эксплуатации автомобиля значения углов установки колес должны быть:
- угол развала колес 0°30'±20' (0°5'±20')*,
- угол продольного наклона оси поворота 4°±30' (3°±30')*,
- схождение 2–4 мм (3–5 мм)*.
* В скобках даны значения углов без нагрузки, без скобок – с нагрузкой
Регулировка угла продольного наклона оси поворота
Угол регулируем изменением количества регулировочных шайб на болтах крепления оси нижнего рычага.
Так, перестановка одной шайбы толщиной 0,5 мм из переднего пакета в задний дает увеличение угла продольного наклона на 36–40', при этом «развал» колеса уменьшается на 7–9', и наоборот.
В продаже бывают регулировочные П-образные шайбы толщиной 0,5 и 0,8 мм.
Эти шайбы обязательно устанавливаем прорезью вниз.
Измерить угол продольного наклона оси поворота можно с помощью самодельного шаблона с отвесом.
На шаблоне отмечен сектор, в котором при правильной регулировке должна находиться нить отвеса.
Порядок выполнения:
Доворачиваем гайки на пальцах шаровых шарниров так, чтобы их грани стали перпендикулярны продольной плоскости автомобиля, и прикладываем к ним шаблон
Измерить угол продольного наклона оси поворота можно с помощью самодельного шаблона с отвесом.
На шаблоне отмечен сектор, в котором при правильной регулировке должна находиться нить отвеса.
Порядок выполнения:
Доворачиваем гайки на пальцах шаровых шарниров так, чтобы их грани стали перпендикулярны продольной плоскости автомобиля, и прикладываем к ним шаблон.
Разница значений углов продольного наклона осей поворота между правым и левым колесами не должна превышать 30'.
Регулировка угла развала колес
Одновременное удаление (добавление) одной или нескольких шайб одинаковой толщины в переднем и заднем пакетах изменяет только развал (при этом сбивается регулировка схождения колеса) и практически не влияет на угол продольного наклона оси поворота.
Так, одновременная установка шайб толщиной 0,5 мм в передний и задний пакеты дает уменьшение угла развала на 7–9', и наоборот.
Угол развала колеса определяем по разности расстояний от нити отвеса до верхней и нижней точек обода колеса.
Разница в 3 мм приблизительно соответствует «развалу» в 30'.
Штангенциркулем или линейкой измеряем расстояния от нити отвеса до верхней и нижней точек обода колеса.
Регулировка схождения колес
Схождение определяем, измерив разность в расстояниях между передними и задними точками внутренней части неповрежденных ободов левого и правого колес.
Рулевое колесо при проведении регулировки должно быть зафиксировано в нейтральном положении (для движения прямо).
Можно определить схождение более удобным методом, но для этого необходимо, чтобы на всех колесах были установлены шины одной модели и размера, без дефектов на боковых поверхностях.
Натягиваем прочные нити между передними и задними колесами на уровне их осей.
Проволочные крючки на концах нитей зацепляем за протектор.
Между нитями и боковинами задних колес в их передней части устанавливаем вкладыши.
Толщины вкладышей равны 28, 31, 34 или 37 мм, что соответствует схождению колес 2, 3, 4 и 5 мм.
При правильно отрегулированном схождении нити на задней части передних колес должны только слегка касаться боковины.
Если схождение колес требует регулировки, то двумя ключами «на 13» ослабляем стяжные хомуты на резьбовой муфте боковых тяг рулевой трапеции.
Поворотом муфты регулируем длину боковых тяг рулевого привода и, соответственно, схождение колес до тех пор, пока не исчезнут зазоры между нитями и боковинами покрышек на обоих колесах.
После регулировки – затягиваем стяжные хомуты рулевых тяг.