Главное сцепление тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102 сухое двухдисковое

Ведущей частью сцепления являются маховик 7 (рис 1).

Промежуточный диск 2. соединенный с маховиком при помощи тангенциальных пластин 3, и нажимной диск 4, установленный тремя призматическими выступами в пазах опорного диска 5

Опорный диск крепится на маховике при помощи пальцев 33. дистанционных втулок 21, 22, 32 и гаек 29, фиксируемых пружинными шайбами.

Тангенциальные пластины 3 зажимаются на пальцах 33 между дистанционными втулками 21 и 22.

Сцепление тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102

Между опорным и нажимным диском установлены шесть пружин 27 со стаканами 26 и термоизолирующими шайбами 28.

На выступах нажимного диска на осях 8 и роликах 9 установлены три отжимных рычага 7.

Опорами отжимных рычагов являются вилки 10, закрепленные на опорном диске при помощи регулировочных гаек 11, фиксируемых пластинами 12.

Пластины крепятся к опорному диску болтами М8х16.

Установка промежуточного, диска 2 в нейтральное положение при выключенном сцеплении обеспечивается тангенциальными пластинами 3 и тремя опорными пластиками 17, опирающимися средней частью на головки болтов 18 крепления тангенциальных пластин, а концами — на нажимной диск и регулировочные болты 19, ввернутые в опорный диск и зафиксированные гайками 20 с пружинными шайбами.

Болтами 19 регулируется механизм установки промежуточного диска 2 в среднее положение при выключенном сцеплении.

Между маховиком, промежуточным и нажимным дисками установлены два ведомых диска 34, передающих крутящий момент от дизеля через вал 36 сцепления на трансмиссию трактора.

Ведомый диск имеет ступицу 31 со шлицами для соединения с валом сцепления, демпферное устройство с резиновыми элементами 6 гасителя крутильных колебаний, две фрикционных накладки 30, одна из которых прикреплена к соединительному диску через упругие пластины.

Привод сцепления тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102

Вал 36 своим носком установлен в подшипнике 35, который расположен в маховике коленчатого вала дизеля, другой конец вала через шлицевую втулку 23 соединен с первичным валом КП

Между шлицевой ступицей опорного диска 5 и ведущим валом 24 привода ВОМ установлена промежуточная плавающая ступица 14 с резиновыми демпферными элементами 13.

Привод сцепления — механический. Рычаг сцепления 2 (рис. 2 ◄--) с педалью 1 установлен на валике рычагов педалей тормозов. Усилие от рычага 2 через толкающую тягу 4 передается рычагу 6, вилке 25 (см. рис. 1) и на отводку 15.

В корпусе сцепления расположены приводы независимого двухскоростного вала отбора мощности и насосов: коробки передач, навесной гидросистемы, гидравлической системы отбора мощности (ГСОМ).

Ведущий вал 2 (рис. 3 --►) привода независимого вала отбора мощности имеет два зубчатых венца. С одним из венцов находятся в зацеплении шестерня 8 привода насоса гидронавесной системы и шестерня 41 первой ступени редуктора ВОМ.

С другим венцом — шестерня 27 второй ступени редуктора ВОМ и шестерня 11 привода насосов коробки передач и ГСОМ.

Шестерни 27 и 41 установлены на подшипниках 39 вала 29 и соединяются с ним зубчатой муфтой 28.

Непосредственно в зацеплении с шестерней 11 находится шестерня привода насосов ВОМ.

Привод насоса гидросистемы коробки передач осуществляется от шестерни 11 через валы шестерни 17 и 15 на подвижную шестерню включения привода.

Включение I или II ступени редуктора ВОМ осуществляется поворотом валика 31 с вилкой 37, которая устанавливает муфту 28 в положение блокировки шестерен 41 или 27, обеспечивая соответственно частоту вращения 540 или 1000-1 мин.

При включенном сцеплении вращение от ведомых дисков через вал 36, шлицевую втулку 23 передается первичному валу коробки передач.

Корпус сцепления тракторов МТЗ—100 и МТЗ-102

Техническое обслуживание сцепления заключается в периодической смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений и проведении регулировок.

При ТО-1 (60 для старых моделей в 125 моточасов работы для новых моделей) нужно смазывать выжимной подшипник смазкой “Литол-24”, “Солидол С” или “Солидол Ж” через масленку, которая находится или на кожухе сцепления и связана гибким шлангом с подшипником, или на корпусе отводки.

При ТО-2 (240 для старых моделей и 500 моточасов работы дня новых моделей) производятся следующие работы по проверке и регулировке сцепления.