В систему питания двигателя входят эле­менты следующих систем:

- система подачи топлива, включающая топливный бак, модуль электрического топ­ливного насоса, трубопроводы, шланги, топ­ливную рампу с форсунками и компенсатором пульсаций давления топлива;

  • - система воздухоподачи, состоящая из воздушного фильтра, воздухоподводящего рукава и дроссельного узла;
  • - система улавливания паров топлива, включающая адсорбер, клапан продувки ад­сорбера и соединительные трубопроводы.

Функциональное назначение системы подачи топлива - обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех рабочих режимах.

Двигатель оборудован электронной системой управления с распределенным впрыс­ком топлива.

В системе распределенного впры­ска топлива функции смесеобразования и дозирования подачи топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя разделены:

- форсунки осуществляют дозированный впрыск топлива во впускную трубу, а необходимое в каждый мо­мент работы двигателя количество воздуха подается дроссельным узлом

Такой способ уп­равления дает возможность обеспечивать опти­мальный состав горючей смеси в каждый конкретный момент работы двигателя, что позволяет получить максимальную мощность при минимально возможном расходе топлива и низ­кой токсичности отработавших газов.

Управляет системой впрыска топлива к системой зажига­ния электронный блок управления двигателем, непрерывно контролирующий с помощью соответствующих датчиков нагрузку двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое состояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах.

Особенностью системы впрыска автомо­биля Toyota Camry является синхронность срабатывания форсунок в соответствии с фа­зами газораспределения (блок управления двигателем получает информацию от датчика фаз).

Контроллер включает форсунки после­довательно, а не попарно, как в системах асинхронного впрыска.

Каждая форсунка включается через 720º поворота коленчатого вала.

На режимах пуска и динамичес­ких режимах работы двигателя используется асинхронный метод подачи топлива без синхронизации с вращением коленчатого вала.

Основным датчиком для системы впрыска топлива является датчик концентрации кис­лорода в отработавших газах (лямбда-зонд).

Датчик концентрации кислорода

Он установлен в выпускном коллекторе двигателя, объединенном с нейтрализатором отра­ботавших газов (катколлектором), и совмест­но с блоком управления двигателем и форсун­ками образует контур управления составом топливовоздушной смеси, подаваемой в дви­гатель.

По сигналам датчиков блок управления двигателем определяет количество несгоревшего кислорода в отработавших газах и соот­ветственно оценивает оптимальность состава топливовоздушной смеси, поступающей в ци­линдры двигателя в каждый момент времени.

Зафиксировав отклонение состава от опти­мального 1:14 (соответственно топливо и воз­дух), обеспечивающего наиболее эффективную работу каталитических нейтрализаторов отработавших газов, блок управления с помо­щью форсунок изменяет состав смеси.

Так как датчик концентрации кислорода включен в цепь обратной связи блока управления двигателем, контур управления составом топливовоздушной смеси является замкнутым.

Осо­бенность системы управления двигателем автомобиля Toyota Camry в том, что помимо управляющего датчика, установлен второй, диагностический датчик концентрации кисло­рода (в приемной трубе системы выпуска отработавших газов).

По составу газов, прошед­ших через нейтрализатор, он определяет эф­фективность работы системы управления дви­гателем.

Если блок управления двигателем по информации, полученной от диагностичес­кого датчика концентрации кислороду, фикси­рует превышение нормы токсичности отрабо­тавших газов, не устраняемое тарировкой си­стемы управления, он включает в комбинации приборов сигнальную лампу неисправности двигателя и заносит в память код ошибки для последующей диагностики.

Топливный бак 

Топливный бак сварной, штампованный, установлен под полом кузова в его задней час­ти и прикреплен двумя хомутами, чтобы пары топлива не попадали в атмосферу, бак соединен трубопроводом с адсорбером системы улавливания паров топлива.

На топливном ба­ке установлен термозащитный экран.

Во фланцевое отверстие в верхней части бака устанав­ливают электрический топливный насос, слева размещены патрубки для присоединения на­ливной трубы и шланга вентиляции из топлив­ного модуля, включающего топливный фильтр, насос и регулятор давления, топливо подается в топливную рампу, закрепленную на впускной трубе двигателя.

Из топливной рампы топливо впрыскивается форсунками во впускную трубу

Топливопроводы системы питания ком­бинированные, в виде соединенных между собой стальных и пластмассовых трубопрово­дов, а также резиновых шлангов.

рис. 3. Топливный модуль: 1 - датчик указателя уровня топлива, 2 - стопорное кольцо, 3 - пружина, 4 - регулятор давления топлива, 5 - уплотнительное кольцо, 6 - корпус топливного модуля, 7 - электробензонасос, 8 - жгут проводов топливного модуля, 9 - скоба, 10 - держатель топливного насоса

Топливный насос 7 погружной с электроприводом, роторного типа, с сетча­тым фильтром-топлипоприемником входит в топливный модуль.

Модуль установлен в топливном баке, что снижает возможность образования паровых пробок, поскольку топ­ливо подается под давлением, а не под дейст­вием разрежения

Топливный насос обеспе­чивает подачу топлива из топливного бака че­рез топливную магистраль в топливную рампу под давлением 304-343 кПа.

Топливный фильтр полнопоточный, кон­структивно объединен с корпусом 6 топлив­ного модуля. При засорении фильтра необхо­димо заменить корпус в сборе.

рис. 4. Топливная рампа с форсунками и компенсатором пульсаций

Топливная рампа 2, представ­ляющая собой пустотелую трубчатую деталь с отверстиями для установки форсунок 1 и компенсатора 3 пульсаций давления топли­ва, служит для подачи топлива к форсункам и закреплена на головке блока цилиндров.

Форсунки и компенсатор пульсаций давления уплотнены в гнездах резиновыми кольцами.

Рампа с форсунками в сборе вставлена хвос­товиками форсунок в отверстия головки бло­ка цилиндров и закреплена двумя гайками.

рис. 5. Форсунка

Форсунка предназначена для дозирован­ного впрыска топлива в цилиндр двигателя и представляет собой высокоточный электро­механический клапан, в котором игла за­порного клапана прижата к седлу пружиной.

При подаче электрического импульса от бло­ка управления на обмотку электромагнита иг­ла поднимается и открывает доступ топливу к отверстиям распылителя - топливо подается во впускные каналы двигателя.

Количество топлива, впрыскиваемого форсункой, зависит от длительности электрического импульса.

В отверстиях головки блока цилиндров форсунки уплотнены резиновыми кольцами.

Компенсатор пульсаций давления топ­лива установлен на торце топливной рампы и служит для поддержания постоянного давле­ния топлива в рампе при его резком падении в топливной магистрали, вызванном, напри­мер, значительным увеличением расхода топ­лива при интенсивном разгоне автомобиля.

рис. 6. Компенсатор пульсаций давления топлива

Воздушный фильтр установлен в левой части моторного отсека на специальном кронштейне.

Фильтрующий элемент из нетка­ного материала, плоский, с большой площа­дью фильтрующей поверхности.

рис. 7. Воздушный фильтр

Фильтр со­единен резиновым гофрированным воздухо­подводящим рукавом с дроссельным узлом

рис. 8. Резонатор снижения шума

Для снижения шума при впуске воздуха к воздухозаборнику воздушного фильтра и воздухоподводящему рукаву подсоеди­нены резонаторы, специально подобранные по форме и объему.

рис. 9. Резонаторы

Дроссельный узел, представляющий со­бой простейшее регулирующее устройство, установлен на входном фланце впускной тру­бы и прикреплен винтами.

рис. 10. Дроссельный узел

Дроссельный узел служит для изме­нения количества основного воздуха, подава­емого по впускную систему двигателя.

На входной патрубок дроссельного узла надет формованный резиновый рукав, закреплен­ный хомутом и соединяющий дроссельный узел с воздушным фильтром.

В состав дроссельного узла входит датчик положения дроссельной заслонки и шаговый электродвигатель управления дроссельной заслонкой.

Механическая связь дроссельно­го узла с педалью управления дроссельной заслонкой отсутствует

Так называемая «элек­тронная» педаль управления дроссельной за­слонкой передает информацию о степени нажатия на педаль электронному блоку управления двигателем, который, в спою очередь, с учетом скорости автомобиля, включенной передачи, нагрузки двигателя и частоты вращения коленчатого вала открывает дроссель­ную заслонку на необходимый угол