Система охлаждения двигателя жидко­стная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости.

Устройство системы охлаждения показано на рисунке

Система состоит из рубашки охлаждения, радиатора с электровентиляторами, расширительного бачка, водяного насоса 1, термостата 3 и шлангов.

Рис. 1. Система охлаждения двигателя: 1 - водяной насос, 2 - перепускной клапан, 3 - термостат, 4 - дроссельный узел

Циркуляцию жидкости в системе создает водяной насос 1.

Из насоса жидкость подает­ся в рубашку охлаждения двигателя, омывает цилиндры и камеры сгорания и затем в зави­симости от положения клапана термостат 3 возвращается в насос по перепускному ка­налу 2 (при низкой температуре) или через радиатор (при высокой температуре).

С системой охлаждения двигателя соединены радиатор отопителя салона и каналы подогрева дроссельного узла 4 системы питания.

Радиатор с вертикальным потоком жидко­сти, с трубчато-ленточной алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками.

В бачках радиатора выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной ру­башке двигателя.

В нижнем бачке находятся теплообменник для охлаждения рабочей жид­кости автоматической коробки передач и кран для слива охлаждающей жидкости из радиатора.

В верхнем бачке радиатора находится за­ливная горловина с патрубком парового шлан­га, соединяющего радиатор с расширитель­ным бачком. Горловина герметично закрыта пробкой с двумя клапанами: впускным и выпу­скным.

Крышка

Выпускной клапан открывается при давлении 78,5-122,7 кПа (0,80-1,25 кгс/см 2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и преду­преждая интенсивное парообразование.

При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение.

Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 7 кПа (0,07 кгс/см 2) и пропускает охлаж­дающую жидкость из расширительною бачка в радиатор.

Исправность клапанов пробки радиатора очень важна для нормальной работы системы охлаждения.

При возникновении проблем (например, закипание охлаждаю­щей жидкости) автолюбители обращают внимание только на работу термостата и забывают проверить клапаны.

Негерметичность выпускного клапана приводит к сниже­нию температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии - к аварийному повышению дав­ления в системе, что может вызвать повреж­дение радиатора и шлангов.

Расширительный бачок служит для ком­пенсации изменяющегося объема охлаждаю­щей жидкости о зависимости от ее температу­ры.

Расширительный бачок

Он изготовлен из полупрозрачной пласт­массы.

Наливная горловина бачка закрыта пластмассовой пробкой, к которой подсоеди­нен паровой шланг.

Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения.

Он располо­жен на передней поверхности блока цилинд­ров и приводится во вращение поликлиновым ремнем, общим с генератором, насосом гид­роусилителя рулевого управления и компрес­сором кондиционера от шкива коленчатого вала.

В насосе установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки

Насос ремонту не подлежит, поэтому при отказе (течь жидкости или повреждение подшипников) его заменяют в сборе.

Термостат 3 с твердым термочувстви­тельным наполнителем поддерживает нор­мальную рабочую температуру охлаждаю­щей жидкости и сокращает время прогрева двигателя.

термостат

Термостат установлен в корпусе, закрепленном на головке блока цилиндров.

При температуре охлаждающей жидкости до 77º С термостат полностью закрыт и жид­кость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя

При температуре выше 80º С термостат на­чинает открываться, при 95º С открывается полностью, обеспечения циркуляцию жидко­сти через радиатор.

Электровентиляторы системы охлажде­ния (с пластмассовыми многолопастными крыльчатками) служат для дополнительного обдува радиатора, включаются и выключаются по сигналу электронного блока управления двигателем.

Электрические вентиляторы

Причем в зависимости от напря­женности теплового режима и алгоритма ра­боты кондиционера электровентиляторы могут вращаться с малой и большой скоростью

Изменение скоростного режима электровентиляторов обеспечиваются блоком управле­ния двигателем путем изменения схемы их подключения с последовательной на параллельную схему

Электровентиляторы в сборе с кожухом закреплены на радиаторе системы охлаждения.

Систему заполняют жидкостью (антифри­зом), не замерзающей при температуре окру­жающей среды до -40º С.

Тип охлаждающей жидкости, залитой в систему охлажде­ния, - Toyota Super Long Life Coolant (красно­го цвета).

Не рекомендуется заполнять систему охлаж­дения водой, так как в состав антифриза вхо­дят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствую­щие отложению накипи

Возможные неисправности системы охлаждения двигателя и способы устранения

Двигатель перегревается

  • - низкий уровень охлаждающей жидкости в радиаторе - долейте охлаждающую жидкость;
  • - неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении) - замените термостат;
  • - неисправен водяной насос - проверьте насос и в случае неисправности замените;
  • - сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми - промойте снаружи сердцевину радиатора;
  • - трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения двигателя засорены накипью и илистыми отложениями - промойте систему охлаждения и заполните свежей охлаждающей жидкостью;
  • - один или оба электровентилятора не включаются из-за обрыва электрических цепей, выхода из строя датчика температуры, предохранителей, дополнительного сопротивления, реле или электродвигателя вентилятора - проверьте и восстановите электрические цепи.

При необходимости замените предохранители, сопротивление, реле или электровентилятор в сборе;

  • - повреждение клапана в пробке радиатора (постоянно открыт клапан, из-за чего система находится под атмосферным давлением - замените пробку радиатора)

Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух

  • - чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя. - Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените поврежденную прокладку ГБЦ;

Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке

  • - негерметичен радиатор - замените радиатор;
  • - негерметичен расширительный бачок - замените расширительный бачок;
  • - утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов - замените хомуты крепления шлангов;
  • - повреждено уплотнение водяного насоса - замените водяной насос;
  • - недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (на холодном двигателе во время длительной стоянки появляется течь охлаждающей жидкости через стык между ГБЦ и блоком цилиндров, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле) - затяните болты крепления ГБЦ необходимым моментом;
  • - негерметичен радиатор отопителя - замените радиатор отопителя.