Сливаем масло с двигателя. Промываем двигатель и устанавливаем на стенд для разборки или подставку
Если есть возможность, работайте на специальном поворотном стенде, обеспечивающем доступ к двигателю со всех сторон, так как двигатель очень тяжело фиксировать от перемещения при отворачивании деталей крепления, затянутых большим моментом.
Снимите двигатель с автомобиля.
Установите двигатель на прочные опоры.
Отсоедините от двигателя коробку передач.
Снимите головку блока цилиндров (см. Замена прокладки ГБЦ двигателя ВАЗ-21126).
Ключом «на 13» выверните три болта крепления кронштейна передней опоры силового агрегата к блоку цилиндров и снимите кронштейн
Снимите масляный фильтр.
Ключом «на 10» выверните два болта крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров
Снимите трубу
Снимите уплотнительную прокладку
При сборке двигателя установите новую уплотнительную прокладку.
Снимите водяной насос и уплотнительную прокладку.
Ключом «на 8» выверните шесть болтов крепления сцепления к маховику
снимите сцепление.
Пометьте взаимное расположение маховика и коленчатого вала
Головкой «на 17» выверните шесть болтов крепления маховика и снимите маховик
Ключом «на 10» выверните шестнадцать болтов крепления масляного картера
Снимите масляный картер вместе с уплотнительной прокладкой
Ключом «на 10» выверните три болта крепления маслоприемника и снимите маслоприемник.
Обратите внимание: в проточке патрубка приемника установлено резиновое уплотнительное кольцо.
Сильно обжатое, затвердевшее или надорванное кольцо обязательно замените.
Подденьте двумя отвертками и снимите зубчатый шкив с носка коленчатого вала.
Выньте шпонку из паза на носке коленчатого вала.
Ключом «на 10» выверните шесть болтов крепления масляного насоса и снимите насос
Ключом «на 10» выверните шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала и снимите держатель с установленным в нем сальником и уплотнительную прокладку.
Поверните коленчатый вал так, чтобы снимаемый поршень был в НМТ (нижней мертвой точке).
Ключом TORX E10 отверните два болта крепления крышки шатуна.
Снимите крышку шатуна.
Если демонтаж крышки затруднен, предварительно строньте ее несильными ударами молотка.
Номер цилиндра на крышке может быть не виден, в этом случае промаркируйте крышку номером цилиндра.
Протолкните шатун ручкой молотка внутрь цилиндра и осторожно выньте поршень с шатуном из цилиндра.
При этом следите за тем, чтобы нижняя головка шатуна не касалась зеркала цилиндра, иначе можно повредить зеркало.
Аналогично снимите остальные поршни. Если предполагается снимать поршень с шатуна, промаркируйте поршень номером цилиндра, чтобы не перепутать поршни при установке.
На шатуне так же, как и на крышке, выбит номер цилиндра; если он не виден, промаркируйте шатун.
Ключом «на 17» выверните по два болта крепления пяти крышек коренных подшипников и снимите крышки.
Крышки коренных подшипников промаркированы насечками в соответствии с номерами цилиндров.
Если эти метки плохо видны, обязательно дополнительно промаркируйте крышки, чтобы установить их на прежние места: крышки невзаимозаменяемы (блок цилиндров обработан вместе с крышками).
Снимите коленчатый вал
Снимите упорные полукольца, установленные в проточки средней опоры коленчатого вала
Выньте вкладыши из крышек коренных подшипников и постелей блока.
Если не предполагается замена вкладышей, при снятии промаркируйте на нерабочей стороне вкладыши относительно крышек и постелей.
Снимите поршневые кольца специальным съемником.
Если его нет, снимите кольца с поршня, аккуратно разведя замки колец.
Вставив отвертку в выемку на бобышке поршня снимите стопорное кольцо, удерживающее поршневой палец.
Аналогично снимите второе топорное кольцо
С помощью подходящей оправки вытолкните палец из поршня и снимите поршень с шатуна
Выньте вкладыши из шатуна и из его крышки.
Если вкладыши остались на коленчатом валу, снимите их с вала