Обычно прокладку головки блока меняют при следующих повреждениях:

  • - Прорыв газов в систему охлаждения;
  • - Попадание в систему охлаждения масла;
  • - Недостаточная компрессия в одном или нескольких цилиндрах (менее 1 МПа).

Снятие

 Головку блока можно снять с ресивером и выпускным коллектором.

Если головку блока снимают с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно выполнить следующие операции:

Отсоединить топливопроводы подачи и слива топлива.

Снять аккумуляторную батарею.

Снять капот.

Слить жидкость из системы охлаждения двигателя.

Снять катушки зажигания.

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Отсоединить штекерную колодку датчика фазы от жгута проводов.

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Отвернуть винты и отсоединить провода от датчиков указателя давления масла 1 и аварийного давления масла 2.

Отсоединить штекерные колодки от датчиков температурного состояния двигателя 5, указателя температуры охлаждающей жидкости 4, сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости 3.

Ослабить затяжку хомута и снять со штуцера 6 термостата шланг к расширительному бачку.

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Ослабить затяжку хомута 1 и снять со штуцера шланг 2 к обратному клапану вакуумного усилителя тормозов.

Отсоединить штекерную колодку 3 от датчика положения дроссельной заслонки.

Отвернуть гайку 1 и снять «массовый» провод голубого цвета со шпильки на переднем конце ресивера.

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Отвернуть гайку 4 и вытащить трос 3 акселератора из сектора привода воздушной дроссельной заслонки.

Отсоединить от жгута проводов штекерную колодку 2, расположенную между впускными трубами двигателя, датчика частоты вращения и синхронизации коленчатого вала, установленного около зубчатого венца шкива коленчатого вала.

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Сдвинуть сальник 3 троса с резьбового наконечника 2 оболочки троса, отвернуть гайку 1 крепления наконечника троса и вытащить наконечник 2 из кронштейна, закрепленного на впускной трубе двигателя, сдвинув его назад.

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Затем вынуть трос акселератора из кронштейна вверх.

Отогнуть держатель троса акселератора и вынуть из него трос.

Отвести трос акселератора в сторону от двигателя.

Отсоединить провода от генератора.

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Отсоединить штекерную колодку 1 от регулятора холостого хода.

Отвернуть гайку 2 и снять «массовые» провода со шпильки на заднем конце ресивера.

Отсоединить штекерную колодку 1 от датчика температуры воздуха.

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Ослабить затяжку хомута 2 и снять шланг подачи охлаждающей жидкости со штуцера крана отопителя

Отсоединить штекерные колодки 1 от форсунок.

Разогнуть держатели 2 жгута проводов и вынуть жгут из держателей.

Отвести жгут проводов в сторону от двигателя.

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Затем отсоединить приемную трубу глушителя от выпускного коллектора, отсоединить шланг от корпуса дроссельной заслонки, снять подводящую трубу радиатора, снять генератор.

Дальше порядок снятия головки блока с двигателя, снятого с автомобиля и с установленного на автомобиле, одинаковый.

Снять распределительные валы (описано в статье - Замена распредвалов двигателя ЗМЗ-406)

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Ослабить затяжку хомутов 1 и снять со штуцеров корпуса дроссельной заслонки шланги 2 и 3

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Шестигранным ключом «на 12» ослабляем затяжку десяти болтов, после чего отворачиваем и…

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Вынимаем болты

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Извлекаем шайбы

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Снимаем головку блока цилиндров…

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Отделяем и снимаем прокладку под головкой

Установка

Устанавливают головку блока в порядке, обратном снятию.

Перед установкой нужно очистить прилегающие поверхности головки и блока от остатков герметика и прокладки.

Провести общую дефектацию головки цилиндров.

Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку.

Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки, посередине вдоль, а затем поперек и щупами измерить зазор между плоскостью головки и линейки.

Если зазор превышает 0,1 мм, головку нужно заменить.

Замена прокладки головки цилиндров ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Порядок затяжки болтов крепления головки блока показан на рисунке.

Болты крепления головки блока затянуть в два этапа:

  • - 1-й этап — 40–60 Нм (4,0–6,0 кгс·м);
  • - 2-й этап — 130–145 Нм (13,0–14,5 кгс·м).