В состав системы литания входят элементы следующих подсистем:

  • - подачи топлива, включающей в себя топ­ливный бак, электробензонасос, топливный фильтр, регулятор давления топлива, трубо­проводы и топливную рампу с форсунками;
  • - воздухоподачи, включающей в себя воз­духоподающий патрубок, воздушный фильтр, дроссельный узел, регулятор холостого хода:
  • - улавливания паров топлива, включаю­щей в себя адсорбер и соединительные тру­бопроводы.

Функциональное назначение системы по­дачи - обеспечение подачи необходимого количества топлива в двигатель на всех рабо­чих режимах.

Двигатели оборудованы элек­тронной системой управления двигателем с распределенным впрыском топлива

В сис­теме распределенного впрыска функции сме­сеобразования и дозирования подачи топли­вовоздушной смеси в цилиндры двигателя разделены;

  • - воздух подается системой воздухоподачи, состоящей из дроссельного узла и регулятора холостого хода, а необходимое в каждый момент работы двигателя количе­ство топлива впрыскивается форсунками во впускную трубу.

Такой способ управления дает возможность обеспечивать оптималь­ный состав горючей смеси в каждый конкрет­ный момент работы двигателя, что позволяет получить максимальную мощность при ми­нимально возможном расходе топлива и низкой токсичности отработавших газов.

Управляет системой впрыска топлива (а так­же системой зажигания) электронный блок, непрерывно контролирующий с помощью со­ответствующих датчиков нагрузку двигателя, скорость движения автомобиля, тепловое со­стояние двигателя, оптимальность процесса сгорания в цилиндрах двигателя.

Система улавливания паров топлива пре­дотвращает выход из системы питания в ат­мосферу паров топлива, неблагоприятно влияющих на экологию окружающей среды.

В системе применен метод поглощения па­ров угольным адсорбером.

Он установлен в нише правого переднего крыла и соединен трубопроводами с топливным баком и впуск­ной трубой.

На крышке адсорбера располо­жен электромагнитный клапан продувки ад­сорбера, который по сигналам блока управ­ления двигателем переключает режимы ра­боты системы.

Пары топлива из топливного бака по трубо­проводу постоянно отводятся и накапливаются в адсорбере, заполненном активированным углем (адсорбентом).

При работе двигателя происходит регенерация (восстановление) ад­сорбента продувкой адсорбера свежим возду­хом, поступающим в систему под действием разрежения, передаваемого по трубопроводу из впускной трубы в полость адсорбера при открывании клапана.

Величина открытия кла­пана, а следовательно и интенсивность про­дувки адсорбера зависят от угла поворота дроссельной заслонки и определяются разре­жением. которое возникает в полости впуск­ной трубы работающего двигателя.

Пары топлива из адсорбера по трубопро­воду поступают во впускную трубу двигателя и сгорают в цилиндрах.

Неисправности системы улавливания па­ров топлива влекут за собой нестабильность холостого хода, остановку двигателя, повы­шенную токсичность отработавших газов и ухудшение ходовых качеств автомобиля.

Система питания Renault Logan

Основным датчиком для обеспечения опти­мального процесса сгорания является датчик концентрации кислорода в отработавших га­зах (лямбда-зонд).

Он установлен в выпуск­ном коллекторе двигателя и совместно с элек­тронным блоком и форсунками образует контур корректировки состава топливовоздуш­ной смеси, подаваемой в двигатель (рис. 1.)

По сигналам датчика блок управления двига­телем определяет количество несгоревшего кислорода в отработавших газах и соответст­венно оценивает оптимальность состава топ­ливовоздушной смеси, поступающей в цилин­дры двигателя в каждый момент времени.

За­фиксировав отклонение состава от оптималь­ного 1:14 (соответственно топливо и воздух), обеспечивающего наиболее эффективную работу каталитического нейтрализатора отрабо­тавших газов, блок управления с помощью форсунок изменяет состав смеси.

В результате контур управления составом топливовоздуш­ной смеси является замкнутым,

На некоторых автомобилях установлены два датчика концентрации кислорода; один - в выпускном коллекторе, второй - за катали­тическим нейтрализатором.

Первый датчик является управляющим (ориентируясь на его сигнал ЭБУ корректирует подачу топлива), а второй - диагностическим (ориентируясь на его сигнал ЭБУ оценивает эффективность работы каталитического нейтрализатора).