При выходе из строя вакуумного усилителя значительно возрастает усилие на педали тормоза, что негативно сказывается на управлении автомобилем

Если усилие на педали при торможении заметно увеличилось, проверьте усилитель тормозов на неподвижном автомобиле.

При неработающем двигателе нажмите на педаль тормоза 5–6 раз. Удерживая педаль тормоза в нажатом положении, пустите двигатель.

Педаль тормоза должна переместиться вперед. Если этого не произошло, проверьте плотность посадки вакуумного шланга на штуцере впускной трубы и на обратном клапане.

При необходимости в зависимости от дефекта подтяните хомут крепления шланга, замените хомут или шланг.

Для проверки обратного клапана отсоедините от клапана вакуумный шланг.

Выньте клапан из корпуса усилителя. Наденьте на штуцер большего диаметра (которым клапан вставляется в усилитель) резиновую грушу и сожмите ее.

При этом воздух должен выйти через клапан.

Отпустите грушу. Если она осталась в сжатом состоянии, значит, клапан исправен.

В противном случае замените клапан. При отсутствии груши можно продуть клапан ртом.

Если клапан и шланги исправны, и обеспечена герметичность соединений, значит, неисправен вакуумный усилитель.

Снятие вакуумного усилителя тормозов

Чтобы воздух не попал в гидравлическую систему тормозов, тормозные трубки от главного цилиндра не отсоединяем.

Отворачиваем две гайки крепления главного тормозного цилиндра к вакуумному усилителю тормозов (см. Снятие главного тормозного цилиндра).

Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213

Снимаем цилиндр со шпилек и отводим его вниз, осторожно изгибая тормозные трубки так, чтобы не повредить их.

Вынимаем обратный клапан из резинового уплотнителя в отверстии корпуса усилителя.

Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213

В салоне поддеваем отверткой стопорную шайбу пальца крепления толкателя вакуумного усилителя к тормозной педали. (Кожухи рулевой колонки для наглядности сняты).

Снимаем стопорную шайбу

Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213

Вынимаем палец крепления толкателя к педали

Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления кронштейнов вакуумного усилителя и педального узла к щитку передка кузова

Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213

Выводим толкатель усилителя из отверстия щитка передка и извлекаем вакуумный усилитель в сборе с кронштейном из моторного отсека

Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213

Снимаем резиновую прокладку

Снимаем стакан уплотнителя

Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213

Снимаем уплотнитель.

Головкой «на 17» отворачиваем две гайки крепления вакуумного усилителя к кронштейну

Разъединяем кронштейн и усилитель

Устанавливаем вакуумный усилитель тормозов в обратной последовательности.

При установке обратного клапана смачиваем его и уплотнитель проникающей жидкостью типа WD-40.

Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213

Выступание головки регулировочного болта вакуумного усилителя относительно плоскости крепления фланца главного тормозного цилиндра должно составлять 1,25–0,2 мм. (Главный тормозной цилиндр для наглядности снят.)

Для регулировки выступания головки болта придерживаем пассатижами конец штока, а ключом «на 7» вращаем болт

При неработающем двигателе регулируем свободный ход педали тормоза.

Для этого в салоне ключом «на 19» ослабляем контргайку выключателя стоп-сигнала, придерживая его ключом «на 14».

Вращая выключатель стоп–сигнала (при отсоединенных проводах), устанавливаем его так, чтобы его буфер упирался в упор педали, а свободный ход педали составлял 3–5 мм. В этом положении затягиваем контргайку.

Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213

Для снятия выключателя стоп-сигнала, отсоединяем от него провода

Ключом «на 19» отворачиваем буфер и снимаем его

Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213

Ослабив контргайку, ключом «на 14» выворачиваем выключатель стоп- сигнала из кронштейна педального узла

Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213Замена вакуумного усилителя тормозов и регулировка хода педали тормоза ВАЗ-21213

Вынимаем выключатель

Устанавливаем выключатель стоп-сигнала в обратной последовательности и регулируем свободный ход педали