В вариантном исполнении автомобили Нива Шевроле могут быть оснащены четырехканальной системой надувных подушек безопасности

Четырехканальная СНПБ – фронтальная система НПБ водителя и переднего пассажира с устройством предварительного натяжения передних ремней безопасности.

В состав четырёхканальной системы НПБ входят:

  • - модуль надувной подушки безопасности водителя (МНПБВ);
  • - блок управления системы надувных подушек безопасности (БУСНПБ);
  • - соединитель с устройством вращающимся;
  • - колесо рулевого управления с включателем сигнала;
  • - модуль надувной подушки безопасности пассажира (МНПБП);
  • - устройство предварительного натяжения передних ремней безопасности правого/левого.
Механизм газогенераторный (вид сзади): 1 - газогенератор; 2 - крышка облицовочная; 3 - штрих код; 4 - фиксаторы; 5 - корпус со сложенной подушкой безопасности; 6 - разъем колодки; 7 - отрывной талон с штрихкодом

Модуль надувной подушки безопасности водителя (МНПБВ), (рис. 1), состоит из газогенератора 1, корпуса со сложенной в нем надувной подушкой 5, облицовочной крышки 2 и крепежных деталей.

Газогенератор производит газ внутри модуля для наполнения надувной подушки безопасности.

Воспламенение пиротехнического вещества, находящегося в газогенераторе, производится запалом-воспламенителем, вмонтированным в корпус газогенератора.

Надувная подушка безопасности – мешок из синтетического материала, вмонтированный в корпус модуля, наполняющийся газом под давлением при срабатывании модуля.

Надувная подушка безопасности сложена специальным образом и закрыта облицовочной крышкой.

Облицовочная крышка - деталь, закрывающая надувную подушку безопасности и разрывающаяся при наполнении подушки газом вдоль конструктивного шва, расположенного с обратной стороны крышки.

Блок управления СНПБ: 1 - БУСНПБ; 2 - кронштейн крепления блока управления

Блок 1 (рис. 2) управления СНПБ закреплен тремя гайками на кронштейне 2 на тоннеле пола и расположен под консолью панели приборов.

В состав БУСНПБ входят датчик ускорения и электронная схема формирования сигналов управления, подаваемых на модули надувных подушек и устройства предварительного натяжения ремней безопасности.

Блок управления преобразует и обрабатывает информацию, поступающую от датчика ускорения, находящегося в самом блоке, и формирует электрический сигнал на запал-воспламенитель газогенератора модуля(ей) надувной подушки безопасности и устройства предварительного натяжения ремней безопасности.

Блок управления осуществляет диагностику СНПБ, отображая состояние системы на сигнализаторе диагностики, и имеет программное обеспечение для запоминания кодов неисправностей и поддержки диагностического канала обмена данными по "К" - линии по ISO 9141.

Устройство вращающееся: 1 - крышка устройства; 2 - колодка жгута к выключателю звукового сигнала; 3 - колодка к модулю подушки безопасности водителя; 4 - фиксатор цилиндрический

Соединитель с устройством вращающимся (рис. 3) в части СНПБ предназначен для электрического соединения модуля надувной подушки безопасности водителя, расположенного на рулевом колесе, с электропроводкой автомобиля.

Рулевое колесо: 1 - фиксаторы модуля подушки безопасности водителя

Рулевое колесо (рис. 4) конструктивно содержит фиксаторы 1 для крепления модуля надувной подушки безопасности водителя.

Устройство предварительного натяжения переднего ремня безопасности: 1 - кронштейн; 2 - трос; 3 - замок ремня безопасности; 4 - жгут проводов устройства предварительного натяжения; 5 - проставка; 6 - болт крепления устройства предварительного натяжения; 7 - пиротехническая трубка

Устройства предварительного натяжения (рис. 5) с пиротехническим элементом служат для повышения уровня безопасности водителя и переднего пассажира в случае фронтального удара.

Устройства предварительного натяжения совмещены с крепежными кронштейнами 1 и крепятся к салазкам сиденья через проставку 5.

При срабатывании устройства предварительного натяжения замок 3 ремня посредством стального троса 2 втягивается в корпус пиротехнической трубки 7 и отводится назад, натягивая ленту ремня (не позволяя ослабевать натяжению ремня), и таким образом ремень плотно облегает тело пассажира.

Цель данного действия состоит в том, чтобы уменьшить нагрузку на тело пассажира за счет его раннего участия в процессе торможения.

В случае аварии устройства предварительного натяжения приводятся в действие с помощью БУСНПБ.

После срабатывания устройства предварительного натяжения не восстанавливаются и не могут быть использованы снова.

Взамен сработавшего устройства предварительного натяжения устанавливается новое.

Запуск устройства предварительного натяжения приводит к сгоранию горючего вещества.

Твердое горючее в течение доли секунды производит газ, в основном, состоящий из азота, углекислого газа и водяного пара.

Горючее состоит из твердых взрывчатых веществ, обычно в форме порошка или гранул.

В спокойном состоянии устройства предварительного натяжения эти вещества находятся в герметичном сосуде (газовом генераторе).

Детали рулевого управления с системой подушки безопасности водителя: 1 - кожух облицовочный вала руля верхний; 2 - модуль газогенераторный; 3 - колесо рулевого управления; 4 - соединитель с устройством вращающимся; 5 - кожух облицовочный вала руля нижний; 6 - вал рулевого управления в сборе

Детали рулевого управления автомобиля Шевроле Нива с МНПБВ приведены на рисунке 6