Стартер типа 5722.3708 представляет собой электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, совмещенный с планетарным редуктором и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле

Крышки и корпус статора стянуты двумя шпильками.

Вал якоря вращается в двух металлокерамических вкладышах, установленных в крышке и опоре.

В корпусе статора закреплены четыре постоянных магнита.

Вращение от вала якоря передается валу привода через планетарный редуктор, который состоит из центральной шестерни, трех планетарных шестерен, водила и шестерни с внутренним зацеплением.

Планетарные шестерни вращаются на игольчатых подшипниках.

Схема соединений стартера: 1 - стартер; 2 - аккумулятор; 3 - генератор; 4 - выключатель зажигания

Схема подключений стартера показана на рисунке.

При включении стартера напряжение от аккумуляторной батареи 2 через выключатель зажигания 4 подается на обе обмотки тягового реле стартера (втягивающую II и удерживающую I).

После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.

Подключение стартера с контроллером МЕ17.9.71 ЕВРО-5

Схема включения стартера: 1 - монтажный блок; 2 - контроллер; 3 - выход управления дополнительным реле стартера; 4 - выключатель зажигания; 5 - дополнительное реле стартера; 6 - к клемме плюс аккумулятора; 7 - к стартеру

В данной системе управления двигателем питание на обмотку втягивающего реле стартера поступает через контакты дополнительного реле (рис. 1.10-01).

Контроллер включает реле стартера при включении зажигания, если получен "правильный" пароль от блока управления АПС, и выключает после запуска двигателя (частота вращения коленчатого вала двигателя достигла 500-1000 об/мин в зависимости от температуры охлаждающей жидкости) или через 7-20 секунд (в зависимости от температуры охлаждающей жидкости) после начала прокрутки стартера.

Контроллер запрещает включение дополнительного реле стартера при работающем двигателе.

Снятие и установка стартера

Для снятия стартера устанавливаем автомобиль на смотровую яму или подъемник.

Снимаем экран двигателя.

Отсоединяем минусовую клемму от аккумулятора.

Снимаем задний брызговик моторного отсека.

Как снять и проверить стартер ВАЗ-2123

Головкой на 13 отворачиваем болт крепления переднего опорного кронштейна к впускной трубе

Как снять и проверить стартер ВАЗ-2123

Ключом на 13 откручиваем гайку крепления переднего опорного кронштейна к кронштейну правой опоры силового агрегата и снимаем кронштейн

На автомобиле с кондиционером необходимо снять направляющий экран, для этого:

Показано со снятым двигателем

- ключом на 10 отворачиваем две гайки его крепления

Как снять и проверить стартер ВАЗ-2123

Снимаем экран

Как снять и проверить стартер ВАЗ-2123

Головкой на 13 отворачиваем верхний болт крепления стартера

Как снять и проверить стартер ВАЗ-2123

Снизу автомобиля, головкой на 13 с удлинителем отворачиваем болты среднего и нижнего крепления стартера

Средний болт крепит также кронштейн держателя жгута проводов управляющего датчика концентрации кислорода.

Выводим стартер из-под щитка стартера и сдвигаем защитный колпачок с контактного болта тягового реле.

Как снять и проверить стартер ВАЗ-2123

Головкой на 13 отворачиваем гайку 1 и снимаем наконечник провода с контактного болта тягового реле.

Отсоединяем наконечник провода управления 2 от вывода тягового реле.

Как снять и проверить стартер ВАЗ-2123

Вынимаем стартер

Для оценки исправности привода стартера отверткой проворачиваем шестерню привода.

Как снять и проверить стартер ВАЗ-2123

Шестерня должна проворачиваться в одном направлении с валом привода, а в другом  - на валу привода.

В противном случае заменяем привод новым.

Как снять и проверить стартер ВАЗ-2123

Отверткой сдвигаем шестерню привода по валу. Шестерня должна легко, без заеданий перемещаться по валу

Как снять и проверить стартер ВАЗ-2123

Для проверки стартера соединяем проводами плюсовой вывод аккумуляторной батареи с верхним контактным болтом тягового реле, а минусовой соединяем с корпусом стартера.

Отверткой перемыкаем верхний контактный болт и управляющий вывод тягового реле.

При этом должна выдвинуться шестерня привода и включиться электродвигатель стартера.

В противном случае проверяем электродвигатель и тяговое реле стартера.

Как снять и проверить стартер ВАЗ-2123

Для проверки электродвигателя соединяем проводами плюсовой провод аккумуляторной батареи с нижним контактным болтом тягового реле, а минусовой с корпусом стартера.

При этом вал электродвигателя должен вращаться.

В противном случае электродвигатель неисправен.

Как снять и проверить стартер ВАЗ-2123

Для проверки тягового реле соединяем проводами плюсовой вывод аккумулятора с управляющим выводом тягового реле, а минусовой вывод – с корпусом стартера.

При этом шестерня привода должна выдвинуться.

Если этого не произошло, тяговое реле неисправно.

Устанавливаем стартер в обратной последовательности