Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 14», «на 17», «на 19», «на 21», «на 22», «на 36» (или специальный ключ для гайки крепления шкива коленчатого вала, при отсутствии такого ключа можно воспользоваться газовым ключом),

торцовые головки «на 12» и «на 13» (или специальный ключ для болтов крепления головки блока цилиндров), отвертка, молоток, съемник масляного фильтра.

Если есть возможность, работайте на специальном поворотном стенде, обеспечивающем доступ к двигателю со всех сторон, так как двигатель очень тяжело фиксировать от перемещения при отворачивании деталей крепления, затянутых большим моментом.

Снимите двигатель с автомобиля.

Аналогично тому, как это делали на двигателе, установленном на автомобиль (без учета операций по отсоединению проводов, трубопроводов и навесных агрегатов), выполните следующие работы:

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Головкой «на 17» отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна редуктора переднего моста и снимаем кронштейн.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления к блоку цилиндров кронштейна левой опоры силового агрегата и снимаем кронштейн в сборе с подушкой

После снятия кронштейнов на их крепежные шпильки и резьбовые отверстия в блоке цилиндров монтируем плиту разборочного стенда и закрепляем двигатель на стенде.

Снимаем сцепление.

Снимаем маховик и крышку картера сцепления (см. Замена сальников коленчатого вала двигателя ВАЗ-21214).

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Головкой «на 13» отворачиваем четыре гайки крепления к блоку цилиндров кронштейна правой опоры силового агрегата.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем кронштейн с подушкой.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Головкой «на 17» отворачиваем три болта крепления к блоку цилиндров кронштейна генератора и снимаем кронштейн.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Круглогубцами ослабляем хомут крепления к патрубку отводящей трубки радиатора отопителя шланга отвода охлаждающей жидкости от дроссельного узла (двигатель ВАЗ-21214) или от блока подогрева карбюратора (ВАЗ-21213).

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем шланг с патрубка отводящей трубки.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Головкой «на 10» отворачиваем две гайки крепления фланца отводящей трубки радиатора отопителя к корпусу насоса охлаждающей жидкости.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Отвернув гайку крепления кронштейна трубки к выпускному коллектору, снимаем отводящую трубку радиатора отопителя и ее уплотнительную прокладку.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Головкой «на 13» отворачиваем три болта крепления насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров и снимаем насос охлаждающей жидкости в сборе и его прокладку

На ВАЗ-21214 демонтируем головку блока цилиндров в сборе с ресивером, впускной трубой и выпускным коллектором (см. Как заменить прокладку головки цилиндров Niva Chevrolet).

На карбюраторном двигателе головку блока цилиндров снимаем в сборе с карбюратором, впускной трубой и выпускным коллектором.

Снимаем маслоотделитель системы вентиляции картера, поддон картера и масляный насос (см. Снятие и ремонт маслонасоса автомобиля Нива ВАЗ-21213, ВАЗ-21214).

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Головкой «на 10» отворачиваем шесть болтов крепления держателя заднего сальника коленчатого вала к блоку цилиндров.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Поддеваем отверткой за приливы держатель заднего сальника и снимаем держатель в сборе с сальником.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Из пазов держателя сальника извлекаем два специальных болта (с квадратными головками) крепления крышки картера сцепления.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем прокладку держателя заднего сальника

Снимаем крышку привода распределительного вала, демонтируем цепь, звездочку коленчатого вала, валик привода масляного насоса, башмак натяжителя цепи (см. соответствующие статьи).

Накидным ключом «на 10» отворачиваем болт крепления кронштейна сливной трубки маслоотделителя системы вентиляции картера двигателя.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем кронштейн.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Головкой «на 14» отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна (поршень при этом должен находиться в НМТ).

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Постучав по боковым поверхностям крышки молотком с пластмассовым бойком, снимаем крышку шатуна.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем нижний вкладыш шатунного подшипника из крышки.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Опираясь на торцы стержней шатунных болтов, сдвигаем нижнюю головку шатуна с шатунной шейки коленчатого вала.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Упираясь деревянной рукояткой молотка в разъем нижней головки шатуна, проталкиваем поршень в цилиндр и вынимаем поршень с шатуном из цилиндра

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем верхний вкладыш подшипника из головки шатуна.

Аналогичным образом извлекаем поршни с шатунами из других цилиндров.

Зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Пальцами рук осторожно (не прилагая большого усилия) разжимаем замок верхнего компрессионного кольца и снимаем верхнее компрессионное кольцо.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Таким же образом снимаем нижнее компрессионное кольцо

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Извлекаем два диска масляного кольца.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем расширитель маслосъемного кольца

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Для снятия поршня с шатуна поддеваем отверткой стопорное кольцо поршневого пальца и извлекаем его из кольцевой канавки поршня.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо пальца.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Сдвинув поршневой палец, извлекаем его из отверстия в поршне.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем поршень с верхней головки шатуна.

Если некоторые детали шатунно-поршневой группы не повреждены и мало изношены, то могут быть снова использованы.

Поэтому при разборке помечаем детали, чтобы установить их в прежний цилиндр.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Головкой «на 17» отворачиваем два болта крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Снимаем крышку коренного подшипника.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем из крышки нижний вкладыш коренного подшипника.

Таким же образом снимаем еще четыре крышки коренных подшипников.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем коленчатый вал из блока цилиндров.

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем из проточек задней опоры блока цилиндров упорные полукольца

Разборка двигателя ВАЗ-2123

Вынимаем из опор блока цилиндров верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала

После разборки двигателя тщательно промываем бензином и очищаем от нагара детали для проверки их технического состояния.