В вариантном исполнении на автомобиль устанавливается ABS тормозов

Антиблокировочная система тормозов является частью рабочей тормозной системы автомобиля и предназначена для автоматического регулирования степени проскальзывания колес в направлении их вращения во время торможения за счет изменения давления тормозной жидкости в рабочих тормозных цилиндрах с целью предотвращения потери управляемости и устойчивости автомобиля и повышения эффективности торможения.

АБС также выполняет функции распределения тормозных сил по осям автомобиля и распределения тормозных сил по бортам автомобиля при торможении в повороте.

АБС состоит из следующих основных узлов:

Гидроагрегат АБС
  • - гидроагрегата;
  • - двух датчиков скорости передних колес;
  • - двух датчиков скорости задних колес;
  • - двух роторов передних колес. Ротор переднего колеса входит в состав наружного шарнира;
  • - двух роторов задних колес. Ротор заднего колеса входит в состав полуоси;

Гидроагрегат конструктивно состоит из электронного блока управления и гидромодулятора, содержащего электромагнитные клапаны, возвратный насос и электродвигатель возвратного насоса.

Датчики скорости колес вырабатывают сигналы о скорости каждого колеса автомобиля, которые передаются в электронный блок управления гидроагрегата.

В основу работы колесных датчиков положен принцип электромагнитной индукции.

При вращении колеса мимо датчика проходят зубцы и впадины специального ротора и наводят в обмотке датчика электрический сигнал, частота которого пропорциональна угловой скорости колеса и количеству зубцов на роторе.

Электронный блок управления производит логическую обработку сигналов о скорости колес и, в зависимости от их состояния (чрезмерное ускорение или замедление колеса), направляет управляющие команды к гидромодулятору.

Гидромодулятор по полученным командам, включая или отключая электромагнитные клапаны, снижает, повышает или удерживает постоянным давление тормозной жидкости в колесных тормозных цилиндрах, обеспечивая тем самым оптимальное регулирование тормозных сил.

При снижении давления излишняя тормозная жидкость перекачивается возвратным насосом в главный тормозной цилиндр.

Принципиальная схема АБС: К1 - колодка жгута переднего к гидроагрегату; К2 - разъем гидроагрегата; ПЛ - передний левый; ПП - передний правый; ЗЛ - задний левый; ЗП - задний правый; ВП - впускной; Вып - выпускной; 

1 – реле ЭМК; 2 – реле ЭВН; 3 – ЭВН; 4 – ЭМК; 5 – управление реле ЭВН; 6 – управление реле ЭМК; 7 – датчики скорости колес; 8 – контакт (39) колодки диагностики; 9 – к выключателю сигнала торможения; 10 – лампы диагностики в блоке контрольных ламп; 11 – клемма (15) выключателя зажигания; 12 - аккумулятор

Принципиальная схема АБС приведена на рисунке

Назначение контактов разъема гидроагрегата:

Контакт - Цепь

  • 1 - Клемма "+" АКБ. Напряжение питания ЭВН гидроагрегата.
  • 3 - Выход на лампу диагностики электронного распределения тормозных сил.
  • 4 - Входной сигнал переднего правого ДСК.
  • 6 - Выход/вход К-линия.
  • 8 - Входной сигнал переднего левого ДСК.
  • 13 - "Масса". Общий провод питания ЭВН гидроагрегата.
  • 16 - Напряжение питания переднего правого ДСК.
  • 17 - Напряжение питания заднего правого ДСК.
  • 18 - Входной сигнал заднего левого ДСК.
  • 19 - Напряжение питания переднего левого ДСК.
  • 25 - Клемма "+" АКБ. Напряжение питания ЭМК гидроагрегата.
  • 27 - Выход на лампу диагностики антиблокировочной системы тормозов.
  • 28 - Клеммы "15" выключателя зажигания. Напряжение питания ЭБУ ГА.
  • 29 - Входной сигнал заднего правого ДСК.
  • 30 - Вход от выключателя сигнала торможения.
  • 31 - Напряжение питания заднего левого ДСК.
  • 38 - "Масса". Общий провод питания ЭМК и ЭБУ гидроагрегата.

Диагностика АБС

Контрольная лампа антиблокировочной системы тормозов (АБС) загорается на короткое время желтым светом при включении зажигания.

Лампы диагностики АБС

Это свидетельствует о выполнении самотестирования и работоспособности лампы индикации.

В случаях, если:

- лампа не загорается при включении зажигания, загорается и не гаснет, загорается во время движения, в системе возможно наличие неисправностей.

Загорание лампы АБС, за исключением самотестирования при включении зажигания, свидетельствует о неработоспособности АБС.

При этом работа гидравлического привода тормозов не нарушается, но тормоза в автомобиле будут работать так, как если бы АБС в автомобиле не было.

Контрольная лампа электронного распределения тормозных сил загорается на короткое время красным светом при включении зажигания одновременно с лампой АБС.

Это свидетельствует о выполнении самотестирования системы и работоспособности лампы индикации.

В случаях, если:

- лампа не загорается при включении зажигания, загорается и не гаснет, загорается во время движения, в системе возможно наличие неисправностей.

Загорание лампы электронного распределения тормозных сил всегда происходит одновременно с контрольной лампой АБС.

Одновременное загорание лампы АБС и лампы электронного распределения тормозных сил, за исключением самотестирования при включении зажигания, свидетельствует об отказе всех функций АБС.

Для просмотра кодов неисправностей и параметров АБС используется диагностический прибор ДСТ-2, 10,12 с соответствующей прошивкой.

Перечень кодов неисправностей АБС, отображаемых диагностическим прибором:

Код - Описание кода

  • С0035 - Неисправность датчика скорости переднего левого колеса
  • С0040 - Неисправность датчика скорости переднего правого колеса
  • С0045 - Неисправность датчика скорости заднего левого колеса
  • С0050 - Неисправность датчика скорости заднего правого колеса
  • С0060 - Неисправность цепи впускного клапана переднего левого колеса
  • С0065 - Неисправность цепи выпускного клапана переднего левого колеса
  • С0070 - Неисправность цепи впускного клапана переднего правого колеса
  • С0075 - Неисправность цепи выпускного клапана переднего правого колеса
  • С0080 - Неисправность цепи впускного клапана заднего левого колеса
  • С0085 - Неисправность цепи выпускного клапана заднего левого колеса
  • С0090 - Неисправность цепи впускного клапана заднего правого колеса
  • С0095 - Неисправность цепи выпускного клапана заднего правого колеса
  • С0110 - Неисправность цепи мотора помпы гидромодуля
  • С0121 - Неисправность цепи реле клапанов
  • С0161 - Неисправность цепи переключателя тормозов
  • С0245 - Ошибка частоты датчика скорости колеса
  • С0550 - Неисправность ЭБУ
  • С0800 - Неисправность цепи питания устройства
  • С0640 - Некорректно запрограммирована информация в EEPROM или дефектна ячейка EEPROM

При обнаружении кодов неисправностей С0035, С0040, С0045 и С0050 проверьте электрические цепи к соответствующему ДСК на обрыв и замыкание, проверьте напряжение питания соответствующего ДСК (U пит ДСК ≥ 0,8 U пит ЭБУ).

При обнаружении кода неисправности С0110 проверьте напряжение питания на контакте 1 колодки жгута к гидроагрегату.

При обнаружении кода неисправности С0121 проверьте напряжение питания на контакте 25 колодки жгута к гидроагрегату.

При обнаружении кода неисправности С0161 проверьте электрическую цепь к выключателю сигнала торможения на обрыв и замыкание.

На контакте 30 колодки жгута к гидроагрегату должно быть:

  • входное напряжение низкого уровня не более 0,3 U пит;
  • входное напряжение высокого уровня не менее 0,8 U пит.

При обнаружении кода неисправности С0245 проверьте надежность крепления ДСК и зазоры между ДСК и ротором.

Зазор между датчиком скорости переднего колеса и зубцами ротора переднего колеса должен быть 0,72-1,33 мм.

Зазор между датчиком скорости заднего колеса и зубцами ротора заднего колеса должен быть 0,13-1,12 мм.

При обнаружении кода неисправности С0800 проверьте напряжение питания на контакте 28 колодки жгута к гидроагрегату. Оно должно быть в пределах (10-16) В.

При обнаружении кодов неисправностей С0060, С0065, С0070, С0075, С0080, С0085, С0090, С0095, С0550, замените гидроагрегат.

Неисправность, соответствующая коду С0640, не является критической. В случае ее возникновения допускается дальнейшая эксплуатация автомобиля.

Блок предохранителей АБС

Конструкция АБС автомобиля Нива Шевроле

Блок предохранителей АБС находится в моторном отсеке на кронштейне рядом с аккумулятором

  • 40А – Электродвигатель возвратного насоса гидроагрегата АБС
  • 25 А – Электромагнитные клапаны гидроагрегата АБС
  • 5А – Электронный блок управления гидроагрегата АБС

Чтобы поменять предохранители, отжимаем фиксатор крышки блока предохранителей АБС

Конструкция АБС автомобиля Нива Шевроле

Конструкция АБС автомобиля Нива Шевроле

Открываем крышку блока и заменяем предохранитель (крышка открывается вверх)