Работа электронной автоматической коробки передач в блоке с главной передачей делится на три системы: механизм электронного управления, гидравлический механизм управления и механизм трансмиссии (включает гидротрансформатор)

Получая сигналы от выключателей и датчиков во входной системе, электронный блок механизма электронного управления (РСМ) выдает сигнал, который согласовывает существующие условия движения с линейным соленоидом, переключающими соленоидами и соленоидами рабочего цикла в гидравлическом механизме управления.

В свою очередь, гидравлический механизм управления, получая сигналы от блока РСМ, переключает гидравлические каналы в блоке управляющих клапанов и управляет давлением включения сцепления.

Рис. 1 Структурная схема работы автоматической коробки передач FN4A-EL автомобиля Mazda 3: 1 – механизм трансмиссии; 2 – гидравлический механизм управления; 3 – механизм электронного управления; 4 – гидротрансформатор; 5 – сцепления, тормоза; 6 – планетарная передача; 7 – дифференциал; 8 – блок управляющих клапанов; 9 – соленоиды переключения D, E; 10 – соленоид регулирования давления (линейный тип); 11 – соленоиды переключения A, B, C (соленоиды рабочего цикла); 12 – масляный насос; 13 – блок РСМ; 14 – сигнал датчика давления масла; 15 – скорость транспортного средства; 16 – температура рабочей жидкости в коробке передач; 17 – скорость вращения барабана муфты переднего хода; 18 – скорость вращения коленчатого вала двигателя; 19 – сигнал положения дроссельной заслонки; 20 – сцепления, включение тормозов, давление отключения; 21 – поток мощности; 22 – управляющий сигнал гидравлического давления; 23 – электронный сигнал; 24 – колесо

Давление в трубопроводе регулируется линейным соленоидом.

Гидравлические каналы переключаются переключающими соленоидами (соленоиды переключения D и Е), давлением включения сцепления управляют соленоиды рабочего цикла (соленоиды переключения A, B, и C) (cм. рис. 1 ).

В механизме трансмиссии движущая сила от двигателя передается через гидротрансформатор к коробке передач в блоке с главной передачей.

Рис.2 Поперечное сечение автоматической коробки передач FN4A-EL автомобиля Mazda 3: 1 – гидротрансформатор; 2 – масляный насос; 3 – муфта переднего хода; 4 – планетарная передача переднего хода; 5 – планетарная передача заднего хода; 6 – сцепление 3–4; 7 – муфта включения заднего хода; 8 – лента тормоза 2–4; 9 – тормоз передачи заднего хода и пониженной передачи; 10 – односторонняя муфта; 11 – шестерня первичного вала; 12 – шестерня вторичного вала; 13 – ведущая шестерня главной передачи; 14 – дифференциал

Переданная движущая сила управляет каждым сцеплением и тормозом в соответствии с давлением включения сцепления от соленоидов рабочего цикла.

Планетарные передачи изменяют передаточное отношение для оптимизации движущей силы.

Далее движущая сила передается через дифференциал к валу привода колес и затем – к колесам.

На автомобилях применяются четырёхступенчатые автоматические коробки передач (АКП) с возможностью ручного переключения.

Конструкция АКП включает в себя гидротрансформа­тор, масляный насос, планетарные механизмы, фрикци­онные муфты и тормозы.

Управление коробкой передач осуществляется электронным блоком.

Гидротрансформатор выполняет функции сцепления.

В процессе работы он наполняется рабочей жидкостью и, вращаясь с достаточной скоростью, передаёт крутящий момент от двигателя трансмиссии, поглощает и сглажи­вает вибрации и рывки от работы двигателя и коробки передач.

Гидротрансформатор состоит из трёх колёс: на­сосного, реакторного и турбинного, сюда же входит муфта его блокировки.

Насосное колесо объединено с корпусом гидротрансформатора и закреплено на маховике двигателя.

Турбинное колесо шлицевым соединением связано с вход­ным валом коробки передач.

По достижении определённой скорости при помощи муфты гидротрансформатор блоки­руется, при этом обеспечивается жёсткая связь между ко­ленчатым валом двигателя и трансмиссией.

Это значитель­но снижает потери мощности и благоприятно сказывается на динамических качествах и расходе топлива.

Масляный насос приводится от двигателя и предна­значен для сознания необходимого давления рабочей жидкости для работы АКП. С этим и связана невозмож­ность запуска двигателя автомобиля с АКП «с толкача».

При отсутствии давления рабочей жидкости крутящий момент от трансмиссии никаким образом не может быть передан коленчатому валу двигателя.

Также отсутствие давления рабочей жидкости накладывает определённые ограничения на буксировку автомобиля, так как не про­исходит должной смазки узлов АКП.

Планетарные механизмы установлены непосредственно в картере АКП и предназначены для обеспечения измене­ния передаточного числа и включения задней передачи.

Планетарный механизм (передача) состоит из четырёх основных элементов: солнечной шестерни, водила с сател­литами и коронной шестерни.

Изменение передаточного отношения и направления вращения происходит за счёт блокировки или разблокировки двух элементов из трёх (солнечной шестерни, водила, коронной шестерни) в раз­личных комбинациях.

В современных АКП устанавлива­ется несколько планетарных механизмов в зависимости от количества передач и конструкции.

Фрикционные муфты и тормоза предназначены для блокировки различных элементов планетарных механиз­мов.

Они срабатывают за счёт давления рабочей жидко­сти при открытии соответствующего клапана.

Клапаны открываются в определённой последовательности элек­тронным блоком управления в зависимости от скорости, степени открытия дроссельной заслонки, от частоты вращения коленчатого вала и других параметров.

Проверка технического состояния

Проверяем уровень рабочей жидкости в коробке передач.

Пониженный или повышенный уровень рабочей жидкости может оказывать существенное влияние на работу коробки передач.

Во время проверки уровня так­же обращаем внимание на состояние рабочей жидкости.

Жидкость должна иметь цвет тёмного прозрачного или красноватого цвета, без включения мелких частиц и без запаха горелого.

В противном случае в коробке передач есть серьёзные неисправности, и необходимо как можно быстрее обратиться в специализированную мастерскую.

Убеждаемся в исправности, и правильной регули­ровке троса селектора, а также в исправности самого селектора.

Селектор должен чётко фиксироваться во всех положениях, при этом его положения должны соответ­ствовать включаемым режимам.

Кроме того, должны ис­правно работать все блокировки селектора от его случайного перемещения.

При обнаружении неисправности не­обходимо её устранить

При движении не должно быть рывков, ударов и различных посторонних звуков.

Проверяем правильность и своевременность переклю­чения передач при движении в различных режимах (селек­тор находится в положении D) согласно таблице.

Особенности АКПП автомобиля Mazda-3

На смотровой канаве или эстакаде осматриваем коробку передач со всех сторон, убеждаемся в отсутствии утечек масла:

Особенности АКПП автомобиля Mazda-3

- по периметру поддона АКП: наличие подтекания масла говорит о необходимости замены прокладки.

Для выполнения работы целесообразно обратиться на специ­ализированную станцию технического обслуживания;

- в нижней части стыка картера гидротрансформатора и блока цилиндров двигателя: наличие следов подтека­ний масла говорит о необходимости замены сальника гидротрансформатора.

Для выполнения работы целе­сообразно обратиться на специализированную станцию технического обслуживания;

Особенности АКПП автомобиля Mazda-3

- в местах соединения коробки передач с внутренним шарниром левого привода и промежуточным валом.

Особенности АКПП автомобиля Mazda-3

Наличие подтекания масла в этих местах указывает на необходимость замены сальников приводов передних колёс