Долговечность отремонтированного двигателя в значительной мере зависит от стендовой обкатки и режима его работы на автомобиле за первые 6000 км пробега

При использовании для ремонта заводских деталей рекомендуется следующий режим обкатки, проводимой на стенде:

Холодная обкатка (при 1200—1500 об/мин), мин -  15

Горячая обкатка в режиме холостого хода, мин, при:

  • 1000 об/мин - 60
  • 1500 об/мин - 60
  • 2000 об/мин - 30
  • 2500 об/мин - 15

Регулировка и проверка при скорости вращения до 3000 об/мин осуществляется в течение 15 мин; при обкатке следует применять масло вязкостью 2,6—4°ВУ50.

Во время обкатки масло засоряется твердыми частицами — продуктами приработки

Для улавливания которых целесообразно применять отдельную систему смазки, состоящую из масляного бака достаточной емкости, масляного насоса, приводимого в действие электродвигателем, масляного фильтра тонкой очистки, включенного последовательно в систему и способного пропускать все количество масла, нагнетаемого в двигатель, и системы подогрева и охлаждения масла.

Масло поступает в двигатель через сливное отверстие фильтра и свободно стекает через сливное отверстие поддона картера в масляный бак, откуда после отстаивания подается насосом через специальный фильтр в двигатель.

Необходимо поддерживать давление масла перед входом в двигатель не ниже 4,5 кГ/см2, а температуру не менее 50°С.

Температура воды, выходящей из двигателя, должна быть 70 - 85°С.

Давление масла в масляной магистрали на прогретом двигателе должно быть на малых оборотах (500 об/мин) не ниже 0,7 кГ/см2, при 1000 об/мин не ниже 1,75 кГ/см2 и при 2000 об/мин — в пределах 2—4 кГ/см2.

Для завершения приработки деталей двигателя в течение первых 1000 км - пробега следует руководствоваться указаниями статьи «Обкатка автомобиля».

Во время последующего пробега до 6000 км также следует придерживаться умеренных скоростей движения (до 90—100 км/ч) и избегать езды по тяжелым дорогам.

После пробега первой 1000 км необходимо:

Для двигателей ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4201 подтянуть крепление:

- головки блока цилиндров. Момент затяжки гаек крепления головки блока 83–90 Нм (8,3–9,0 кгс·м)

Проверять и затягивать гайки можно только на холодном двигателе.

После затяжки гаек проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в приводе клапанов;

  • - стоек оси коромысел клапанов. Момент затяжки гаек стоек 35–40 Нм (3,5–4,0 кгс·м).

После затяжки гаек проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в приводе клапанов.

Проверить и при необходимости подтянуть крепление:

  • - топливопровода, редукционного клапана и шлангов системы питания (двигатель ЗМЗ–4062);
  • - впускной трубы и выпускных коллекторов (выпускного коллектора у двигателя ЗМЗ–4062) к головке блока цилиндров. Момент затяжки гаек крепления для двигателей ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021 40–56 Нм (4,0–5,6 кгс·м).

Для двигателя ЗМЗ–4062 момент затяжки гаек крепления впускной трубы 29–36 Нм (2,9–3,6 кгс·м), а гаек выпускного коллектора 20–25 Нм (2,0–2,5 кгс·м);

  • - фланца и кронштейнов приемных труб, а также всех элементов системы выпуска отработавших газов;
  • - генератора и шкива на его валу. Момент затяжки гаек крепления генератора двигателей ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021 44–56 Нм (4,4–5,6 кгс·м), а двигателя ЗМЗ–4062 12–18 Н·м (1,2–1,8 кгс·м). Момент затяжки болта крепления регулировочной планки генератора 12–18 Нм (1,2–1,8 кгс·м);
  • - стартера.

Момент затяжки гаек крепления стартера двигателей ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021 44–62 Нм (4,4– 6,2 кгс·м), двигателя ЗМЗ–4062 67–75 Нм (6,7–7,5 кгс·м);

  • - шкива коленчатого вала. Момент затяжки болтов шкива двигателей ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021 11–16 Нм (1,1–1,6 кгс·м), двигателя ЗМЗ–4062 104–128 Нм (10,4–12,8 кгс·м);

Проверить и при необходимости:

  • - отрегулировать зазоры в приводе клапанов двигателей ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021;
  • - отрегулировать натяжение ремней привода вентилятора двигателей ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021;
  • - частоту вращения коленчатого вала двигателя на режиме холостого хода и содержание СО и CH в отработавших газах;

Заменить масло в двигателе и масляный фильтр на двигателе ЗМЗ–4062 или его фильтрующий элемент на двигателях ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021.

После пробега 2000 км необходимо:

У нового автомобиля с двигателем ЗМЗ–402 или ЗМЗ–4021 демонтировать дроссельную шайбу, установленную под карбюратором.

Проверить и при необходимости подтянуть все доступные резьбовые соединения.

При этом особое внимание обратить на крепления генератора, шкива генератора, стартера, приемной трубы системы выпуска отработавших газов, радиатора, опор двигателя, привода сцепления, привода тормозов, коробки передач, картера сцепления, колес, деталей подвески, рулевого управления.

Проверить и при необходимости отрегулировать:

  • - угол опережения зажигания у двигателей ЗМЗ–402 и ЗМЗ–4021;
  • - частоту вращения коленчатого вала двигателя на режиме холостого хода и содержание CO и CH в отработавших газах;

Во время последующего пробега до 6000 км также следует придерживаться умеренных скоростей движения (до 90—100 км/ч) и избегать езды по тяжелым дорогам.