На автомобилях с двигателем ЗМЗ–406 устанавливают стартер 42.3708–10 на картере сцепления с правой стороны, а с двигателем ЗМЗ–402 – СТ230–Б4 — с левой стороны картера сцепления.
Оба стартера аналогичны по конструкции и представляют собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением.
Стартер имеет четыре полюса.
Сверху на корпусе стартера установлено тяговое реле, имеющее две обмотки: втягивающую и удерживающую.
При повороте ключа в замке зажигания в положение «II» включается цепь питания обмоток тягового реле, при этом якорь реле втягивается и через рычаг вводит в зацепление шестерню стартера с зубчатым венцом маховика двигателя.
В конце хода якорь включает цепь питания стартера и одновременно отключает втягивающую обмотку реле (питание подается только на удерживающую обмотку).
При возврате ключа в замке зажигания в положение «I» отключается цепь питания стартера и удерживающей обмотки и под действием пружины якорь выводит шестерню стартера из зацепления с зубчатым венцом маховика.
Техническая характеристика стартера 42.3708-10 (СТ230-Б4)
Номинальная мощность, кВт 1,7 (1,0)
Номинальное напряжение, В12
Потребляемый ток в заторможенном состоянии, не более, А 700 (550)
Крутящий момент, не менее кгс•м 1,6 (2,0)
Потребляемый ток в режиме холостого хода, не более, А 80 (85)
В стальном корпусе стартера установлены четыре обмотки возбуждения.
Корпус и крышки стартера стянуты двумя шпильками.
Вал якоря вращается в двух бронзографитных втулках, установленных в крышках и промежуточной опоре.
На валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней.
Она передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к двигателю, разобщая их после запуска двигателя.
Это необходимо для защиты якоря стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.
Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера.
При повороте ключа зажигания в положение "стартер", напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую).
После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается.
Напряжение срабатывания реле должно быть не более 8 В при 20±5°С. Если это не так, в реле или приводе имеется неисправность.
Исправность привода определяется осмотром деталей после разборки стартера. Неисправное реле заменяют.