Разборка
Очистить генератор от пыли и грязи.
Снять заднюю крышку, отжав три защелки.
Отвернуть два винта 1 и снять щеткодержатель 2 с регулятором напряжения в сборе.
Отвернуть винт крепления и снять конденсатор, установленный под щеткодержателем.
Отсоединить от конденсатора 2 колодку 1 с проводом.
Отвернуть четыре винта 3, отогнуть выводы 4 обмотки и снять выпрямительный блок.
Отвернуть четыре стяжных болта 1 и снять крышку 2 со стороны контактных колец, пропустив через отверстия выводы 3 обмотки.
Вынуть статор с обмоткой из крышки со стороны привода.
Зажать несильно якорь в тисках и отвернуть гайку 1 крепления шкива.
С помощью съемника снять шкив 2
Выпрессовать якорь из крышки со стороны привода.
При необходимости замены спрессовать подшипники с вала якоря
Проверка, осмотр и дефектовка деталей генератора
Проверить исправность регулятора напряжения.
Подсоединить контрольную лампу 12 В к щеткам.
Подать напряжение 12 В «+» на клемму, а «–» на «массу» щеткодержателя.
При этом контрольная лампа должна гореть.
Если контрольная лампа не горит, регулятор напряжения необходимо заменить.
Проверить щетки.
Осмотреть контактные кольца.
Если обнаружены задиры, риски, царапины, следы износа от щеток и т.п., кольца необходимо прошлифовать.
Если повреждение колец не удается вывести шкуркой, можно проточить кольца на токарном станке, снимая минимальный слой металла, и затем прошлифовать.
После проточки проверить биение колец с помощью индикатора.
Предельно допустимое биение 0,08 мм.
Если величина биения превышает указанную, заменить якорь.
Проверить омметром (тестером) сопротивление обмотки якоря, подсоединив его к контактным кольцам.
Сопротивление якоря должно быть в пределах 2,35–2,6 Ом при 20 °С.
Проверить контрольной лампой, нет ли замыкания обмотки на корпус якоря.
Для этого включить контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).
Один провод подсоединить к корпусу якоря, а второй — поочередно на каждое кольцо.
В обоих случаях лампа не должна гореть.
Если хотя бы в одном случае лампа горит, значит происходит замыкание и необходимо заменить якорь или обмотку.
Осмотреть статор. На внутренней поверхности статора не должно быть следов задевания якоря о статор.
В противном случае заменить подшипники вала якоря или крышки генератора.
Проверить, нет ли замыкания обмоток статора на корпус.
Для этого включить контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).
Подсоединить лампу к выводу обмотки статора, а провод от источника тока — к корпусу статора, при этом лампа гореть не должна.
Если лампа горит, то это указывает на то, что происходит замыкание в обмотке, следовательно, необходимо заменить статор или обмотку.
Проверить, нет ли обрыва в обмотке статора.
Для этого включить контрольную лампу в сеть переменного тока напряжением 220 В (можно использовать аккумуляторную батарею и лампу 12 В).
Поочередно подсоединить контрольную лампу между всеми выводами обмотки.
Во всех трех случаях лампа должна гореть.
Если хотя бы в одном случае лампа не горит, значит есть обрыв в обмотке и нужно заменить статор или обмотку.
Проверить диоды выпрямительного блока с помощью контрольной лампы 12 В и аккумуляторной батареи.
Для проверки положительных диодов 1 подсоединить «–» аккумуляторной батареи через контрольную лампу к положительной пластине выпрямительного блока, а провод, идущий от «+» аккумуляторной батареи, поочередно подсоединить к контакту каждого положительного диода (схема красного цвета).
В каждом случае лампа должна гореть.
Затем поменять полярность, т.е. «+» батареи через контрольную лампу подсоединить к «плюсовой» пластине блока, а провод, идущий от «–» батареи, поочередно подсоединить к контакту каждого диода, при этом лампа в каждом случае не должна гореть.
Для проверки отрицательных диодов 2 произвести аналогичные действия (схема синего цвета). Если не соблюдаются указанные выше условия, то необходимо заменить выпрямительный блок
Осмотреть крышки генератора.
При обнаружении трещин, особенно в местах крепления генератора, крышки необходимо заменить.
Измерить диаметры посадочных мест под подшипники.
Диаметр в крышке со стороны контактных колец должен составлять (35,0±0,012) мм, со стороны привода — 47,0 +0,027мм.
Крышки подлежат замене, если диаметры не попадают в указанные пределы.
Проверить легкость вращения подшипников. Если при их вращении ощущается люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, такие подшипники необходимо заменить.
Также необходимо заменить подшипники с поврежденными защитными кольцами или следами подтекания смазки.
Собирают генератор в обратном порядке.