Картер коробки передач изготовлен из алюминиевого сплава и состоит из двух частей — передней 23 и задней 1
Для обеспечения соосности опор валов и отверстий под штоки механизмов переключения картеры центрируются установочными втулками, запрессованными в передний картер
Передний и задний картеры соединены между собой десятью болтами 6.
Для герметичности между картерами установлена паронитовая прокладка 10 толщиной 0,33 мм.
Шестерня первичного вала 30, а также шестерни 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач и заднего хода находятся в постоянном зацеплении с блоком 5 шестерен.
Эти шестерни косозубые и вращаются на игольчатых подшипниках 20 с пластмассовыми сепараторами.
Промежуточная шестерня 14 заднего хода вращается на насыпных роликах 3 мм на оси 12, опоры которых крепятся в обоих картерах болтами 11 и 16.
Передачи переднего и заднего хода снабжены инерционными синхронизаторами.
Осевые перемещения деталей вторичного вала 2 ограничены стопорными кольцами 34 и 74, упорным кольцом 72, двумя упорными полукольцами 22, удерживаемыми стопорным кольцом 43, и буртиком вторичного вала.
Шариковый подшипник первичного вала фиксируется на валу стопорными кольцами 27 и в картере — 26.
Задний подшипник 75 вторичного вала также фиксируется стопорным кольцом.
Блок 5 шестерен вращается на шариковых подшипниках 4, установленных в посадочных местах передней и задней части картеров.
Осевой зазор блока шестерен регулируют при сборке подбором толщины пакета регулировочных колец 24, устанавливаемых в посадочное место переднего картера.
Венцы блока шестерен 5 на промежуточный вал установлены с натягом.
Блокировочное устройство механизма переключения передач состоит из двух стопорных плунжеров 66 и стопорного пальца 65.
От случайного включения передачи заднего хода предусмотрена блокировочная втулка с пружиной.
Штоки переключения передач фиксируются шариками 50, нагруженными пружинами 51.
Рычаг переключения передач снабжен демпфирующим устройством, устраняющим его вибрацию при большой частоте вращения коленвала.
Герметичность коробки передач обеспечивается тремя сальниками, один из которых (поз. 28) установлен на первичном валу в крышке подшипника первичного вала 30, а два других (поз. 77) — в удлинителе заднего картера.
Маслосливная пробка снабжена магнитом для улавливания металлических продуктов износа коробки передач.
Возможные неисправности пятиступенчатой коробки передач. Их причины и методы устранения
Причина неисправности (Метод устранения)
Шум в коробке передач. Шум уменьшается или исчезает, если выжать сцепление:
- Недостаточный уровень масла в картере коробки передач (Проверьте уровень, при необходимости долейте масло, проверьте, нет ли течи, при необходимости прочистите или замените сапун)
- Низкое качество масла. В масло попала вода (при попадании воды в масло образуется эмульсия белого цвета) (Замените масло)
- Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен (Замените изношенные подшипники, шестерни)
Передачи включаются с трудом, посторонние шумы отсутствуют:
- Ослабление крепления вилок переключения передач на штоках из-за отворачивания стопорных болтов (Подтяните болты крепления вилок на штоках)
- Заусенцы на зубьях скользящих муфт синхронизаторов (Спилите заусенцы надфилем)
- Износ отверстий под штифты в нижней части рычага переключения передач (Замените нижнюю часть рычага)
- Не выключается сцепление (Отремонтируйте сцепление)
Передачи самопроизвольно выключаются:
- Повреждение или износ шлицев на муфте, шестерне или ступице синхронизатора (Замените дефектные детали)
- не затянуты болты крепления коробки передач к картеру сцепления и/или картера сцепления к двигателю (Подтяните болты крепления)
- Потеряли упругость или разрушились пружины фиксаторов, изношены штоки (Замените дефектные детали)
Шум, треск, визг зубчатых муфт в момент включения передачи:
- Сцепление выключается не полностью (См. Замена сцепления с диафрагменной пружиной)
- Мало масла в картере коробки передач (Долейте масло, проверьте, нет ли утечки, прочистите или замените сапун)
- Износ или деформация кольца синхронизатора включаемой передачи (Замените кольцо)
Утечка масла:
- Износ манжет (Замените манжеты, при необходимости прочистите или замените сапун коробки передач)
- Сильный износ, забоины на поверхностях валов, по которым работают кромки манжет (Небольшие повреждения зачистите - мелкозернистой шкуркой и заполируйте)
Устанавливая новую манжету, можно немного недопрессовать ее, не допуская перекоса (при необходимости подложив под нее дистанционные шайбы толщиной до 1 мм), чтобы кромка манжеты работала по неизношенной части вала. При значительных повреждениях — замените валы и манжеты
- Повышенное давление в коробке передач из-за засорения сапуна (Прочистите или замените сапун коробке передач)
- Ослабли крепления картеров коробки передач, передней крышки или корпуса рычага переключения передач, повреждены прокладки (Подтяните резьбовые соединения) Замените прокладки (при их установке можно использовать герметик)
- Неплотно завернуты сливные и заливные пробки (Подтяните пробки, можно поставить их на герметик)