Проверка системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости
Многие серьезные нарушения в работе двигателя связаны с неисправностями системы охлаждения
Если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией, то её функционирование и срок службы также напрямую связаны с работой системы охлаждения
Проверка системы охлаждения должна производиться при холодном двигателе, поэтому лучше заняться ею перед первой за текущий день поездкой или не ранее, чем через три часа после выключения двигателя.
Медленно, соблюдая осторожность на случай, если двигатель ещё не совсем остыл, снимите крышку расширительного бачка. Тщательно промойте её изнутри и снаружи чистой водой.
Проверьте уплотнительную прокладку крышки. Низкий уровень охлаждающей жидкости может быть следствием неправильного наворачивания крышки.
Также промойте заливную горловину. Наличие следов коррозии в заливной горловине означает, что жидкость следует заменить.
Жидкость внутри радиатора должна быть сравнительно чистой и прозрачной. Если она имеет буроватый цвет, опустошите систему и залейте в неё новую жидкость
Тщательно проверьте шланги радиатора, а также шланги отопителя, которые имеют меньший диаметр.
Проверяйте шланги системы охлаждения по всей длине, производя замену любого треснувшего, вздутого или изношенного шланга.
Трещины легче обнаружить, если сжать шланг рукой.
Обратите особое внимание на хомуты, удерживающие шланги на компонентах системы охлаждения. Эти хомуты могут порезать или проткнуть шланги, что приведёт к утечке жидкости.
Удостоверьтесь в надёжности крепления всех шланговых соединений.
Утечки жидкости обычно проявляются в виде белых или ржавого цвета отложений в области нарушения герметизации.
Если на Вашем автомобиле используются хомуты проволочного типа, то возможно, есть смысл заменить их на хомуты винтового типа.
С помощью сжатого воздуха или мягкой щётки очистите переднюю часть радиатора (а также конденсатор кондиционера воздуха, там, где он имеется).
Удалите всех насекомых, листья и прочие посторонние предметы, попавшие на ребра радиатора.
Будьте очень осторожны, чтобы не повредить ребра и не порезать о них пальцы.
Если уровень жидкости постоянно падает, а Вы не обнаружили никаких утечек, следует произвести проверку давлением крышки радиатора и всей охлаждающей системы.
Заметная утечка охлаждающей жидкости и/или наличие масла в жидкости, а также белые облачка в отработавших газах указывают на наличие дефекта в уплотнительной прокладке головки цилиндров.
Проверка морозоустойчивости охлаждающей жидкости
Перед началом зимнего сезона необходимо обязательно проверить концентрацию антифриза в охлаждающей жидкости, особенно если в систему в процессе эксплуатации заливалась чистая вода.
Вам потребуется специальный ареометр с градуировкой морозоустойчивости антифриза.
Проверка
Слегка прогрейте двигатель так, чтобы нагрелся верхний шланг радиатора. При измерении концентрации антифриза температура жидкости должна составлять около +20°С.
При горячем двигателе пробку расширительного бачка следует открывать осторожно. Имеется опасность ожога! Необходимо положить на пробку тряпку. Пробку открывайте только при температуре жидкости не более + 90°С.
Осторожно отверните пробку расширительного бачка.
Наберите жидкость с помощью груши ареометра.
Обычно достаточна концентрация антифриза, обеспечивающая защиту системы до температуры –25°С, при особо холодном климате до –35°С.
Удаление жидкости
Для удаления охлаждающей жидкости поместите поддон под радиатор и отверните пробку сливного отверстия радиатора.
Полностью удалить старую жидкость из системы невозможно (без полной разборки двигателя), поэтому все объёмы, приведённые в Спецификациях, являются условными. На практике Вы сможете залить в систему около 2/3 предписанного количества жидкости.
После заправки системы свежим антифризом поместите на расширительный бачок ярлык с указанием концентрации, марки антифриза и даты замены. Любое последующее пополнение системы (до плановой замены) должно проводиться только указанной жидкостью.
Добавление антифриза
При необходимости защиты двигателя до температуры –25°С концентрация антифриза в охлаждающей жидкости должна составлять 40 %. При необходимости защиты до температуры –35°С концентрация антифриза должна составлять 50 %.
Если требуется более высокая степень защиты от замерзания, можно повысить уровень концентрации антифриза до 60%. Такая концентрация обеспечит защиту до –40°С.
Если концентрация повышается до более высокого уровня, степень защиты двигателя начинает понижаться и, кроме того, ухудшаются теплоотводящие свойства охлаждающей жидкости.
Воздушные пробки
Если после замены жидкости двигатель перегревается, причина, скорее всего, в наличии воздушных пробок в системе. Эти пробки не позволяют жидкости циркулировать по всей системе. Они появляются в результате слишком поспешной заправки системы.
Если Вы считаете, что в системе есть воздушные пробки, прежде всего попытайтесь по очереди сжать все видимые шланги.
Вы сразу же определите, заполнен шланг жидкостью или воздухом. Как правило, все воздушные пробки исчезают после первого (после замены жидкости) запуска двигателя.
При работающем прогретом двигателе включите отопитель и его вентилятор.
Тёплый воздух должен поступать в салон в достаточном количестве. Если температура подаваемого воздуха низкая, причиной, возможно, является воздушная пробка.
Последствия появления воздушных пробок в системе могут быть весьма серьезными (не просто снижение эффективности работы отопителя).
Большая пробка может остановить циркуляцию жидкости внутри двигателя.
Для того, чтобы удостовериться в отсутствии пробок внутри двигателя, потрогайте верхний шланг радиатора при работающем двигателе — он должен быть горячим. Если шланг холодный, это свидетельствует о наличии воздушной пробки в двигателе или о неисправном термостате.
Если Вы не смогли избавиться от воздушных пробок, позвольте двигателю полностью остыть, снимите крышку расширительного бачка, попробуйте сжать шланги системы. Если и это не помогло, слейте всю охлаждающую жидкость в чистый контейнер и снова заправьте систему той же жидкостью, следуя рекомендациям, приведённым выше.