Вентиляция салона – приточно-вытяжная: воздух подается в салон через отверстия в накладке ветрового окна (самопроизвольно – при движении автомобиля, или принудительно – при работе вентилятора отопителя) и выходит через щели между обивками и внутренними панелями дверей и далее через отверстия в торцах дверей.

В этих отверстиях установлены клапаны, пропускающие воздух наружу, но препятствующие его поступлению внутрь автомобиля.

Такая конструкция улучшает теплоизоляцию салона.

Особенности конструкции отопителя ВАЗ-2110

Поступающий в салон воздух при необходимости подогревается, проходя через радиатор отопителя, и распределяется в соответствии с положением рукоятки управления потоками воздуха.

Основная часть воздуха направляется на ветровое стекло и – через перекрываемые заслонками дефлекторы – к боковым стеклам и в центральную часть салона.

Также воздух подается к ногам водителя и сидящего впереди пассажира через две пары дефлекторов (одна пара – на уровне коленей, другая – у пола) и к ногам задних пассажиров через накладку на тоннеле пола и два воздуховода под передними сиденьями.

Особенности конструкции отопителя ВАЗ-2110

Для ускорения прогрева салона и предотвращения поступления в салон наружного воздуха (при пересечении загазованных, задымленных, запыленных участков дороги) служит система рециркуляции воздуха.

При утапливании кнопки рециркуляции (на панели приборов) открывается электропневмоклапан, и под действием разрежения во впускном трубопроводе заслонка системы рециркуляции перекрывает доступ наружного воздуха в салон автомобиля.

Таким образом, работа системы рециркуляции возможна только при работающем двигателе. При этом, если вентилятор включен, воздух в салоне продолжает циркулировать, проходя по воздуховодам отопителя.

Вентилятор имеет три режима работы: малая скорость, средняя и автоматический ее выбор (определяется блоком управления).

Электродвигатель вентилятора – коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов.

Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения – 14 А. В зависимости от выбранной скорости электродвигатель подключается к бортовой сети автомобиля напрямую (максимальная скорость) или через дополнительный резистор.

Последний имеет две спирали сопротивлением 0,23 Ом и 0,82 Ом. Если в цепь включены обе спирали, вентилятор вращается на малой скорости, если только одна (0,23 Ом) – на средней.

Не рекомендуется спрессовывать колесо вентилятора с вала электродвигателя – можно нарушить балансировку.

Электродвигатель ремонту не подлежит (за исключением зачистки коллектора), при выходе из строя его следует заменить в сборе с колесом вентилятора.

Радиатор отопителя установлен под панелью приборов горизонтально в пластмассовом кожухе и состоит из двух пластмассовых бачков (левый – с пароотводным штуцером) и двух рядов алюминиевых трубок с напрессованными пластинами.

В зависимости от положения заслонок через радиатор проходит часть забираемого воздуха (в крайних положениях заслонок проходит весь воздух или не проходит вообще), остальная же его часть минует радиатор.

В отличие от прежних моделей ВАЗа, здесь отсутствует кран, перекрывающий поток охлаждающей жидкости, таким образом, при работающем двигателе радиатор отопителя всегда нагрет.

Такая конструкция обеспечивает малую инерционность системы (заданная температура воздуха достигается быстрее) и отсутствие протечек, связанных с негерметичностью крана.

Управление отопителем осуществляется по командам от электронного блока управления.

Температура воздуха в салоне задается установкой ручки контроллера (задатчика температуры) на соответствующее деление шкалы (от 16°С до 30°С, с интервалом 2°С).

Блок считывает информацию о температуре в салоне с датчика температуры, расположенного на потолке и снабженного микровентилятором.

Затем – в зависимости от разницы температур – он включает микромотор, управляющий заслонками отопителя, и выбирает скорость вращения вентилятора, если ручка управления вентилятором установлена в положение "А".

Микромотор снабжен датчиком положения заслонки отопителя (кольцевой резистор).

Сигнал от датчика поступает на блок управления, который отключает микромотор, как только заслонка достигнет заданного положения.

Для точной настройки блока управления на нем имеется подстроечный винт.

Чтобы проверить точность регулирования температуры, закройте все двери и окна, поместите контрольный термометр рядом с температурным датчиком, ручку управления вентилятором поставьте в положение А, а задатчик температуры – на 2°С выше температуры в салоне, измеренной термометром.

Если через 15 минут фактическая температура в салоне не будет соответствовать заданной, извлеките контроллер из гнезда и поверните регулировочный винт по часовой стрелке – для увеличения температуры и против – для уменьшения.

После регулировки снова проверьте работу блока управления.

Блок управления, температурный датчик с микровентилятором, микромотор и датчик положения заслонки отопителя неремонтопригодны и при выходе из строя должны заменяться новыми.

Диагностика неисправностей системы отопления и вентиляции

- Причина неисправности

Метод устранения

Электродвигатель вентилятора отопителя не работает:

- Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники

Обожмите клеммы, зачистите наконечники, замените неисправные провода

- Износ, зависание щеток электродвигателя, обрыв в обмотке якоря, окисление, износ коллектора

Зачистите коллектор или замените электродвигатель

- Замыкание на "массу" обмотки якоря (сразу перегорает предохранитель)

Замените электродвигатель, предохранитель

- Неисправен переключатель отопителя

Замените переключатель

Электродвигатель вентилятора отопителя не работает на малой скорости:

- Сгорел дополнительный резистор или его предохранитель

Замените резистор

- Неисправен переключатель отопителя

Замените переключатель

Якорь электродвигателя вентилятора отопителя вращается медленно:

- Загрязнен или окислен коллектор

Зачистите коллектор или замените электродвигатель

- Межвитковое замыкание обмотки якоря (может перегорать предохранитель)

Замените электродвигатель

- Заедание вала якоря в подшипниках (скрип, визг, может перегорать предохранитель)

Замените электродвигатель

Невозможно отрегулировать температуру в салоне:

- Неисправен контроллер системы управления отопителем

Замените контроллер

- Перегорел микромотор-редуктор

Замените микромотор-редуктор, проверьте омметром его кольцевой реостат (датчик положения заслонки отопителя)

- Неисправен кольцевой реостат (датчик) микромотор-редуктора

Замените датчик или микромотор-редуктор в сборе

- Заслонка отопителя заклинена в одном из крайних положений, сломан ее привод

Замените поврежденные детали, проверьте исправность контроллера и датчика положения заслонки отопителя

- Неисправен датчик температуры воздуха в салоне

Замените датчик

Не работает система рециркуляции:

- Перегорела или замкнула обмотка электропневмоклапана

Замените электропневмоклапан

- Повреждены провода, окислены или неплотно надеты их наконечники

Обожмите клеммы, зачистите наконечники, замените неисправные провода

- Неисправен выключатель

Замените выключатель

- Повреждена пневмомагистраль

Проверьте шланг, его посадку на штуцерах

- Повреждена (негерметична) диафрагма исполнительного механизма

Замените исполнительный механизм

- Заклинена заслонка

Освободите заслонку, выправьте или замените деформированные детали