Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 автомобиля ВАЗ-2110

Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 отличается от системы охлаждения двигателя ВАЗ-2111 и ВАЗ2112 измененной схемой подсоединения шлангов радиатора отопителя, установкой термостата нового образца и расширительным бачком увеличенного размера. Датчик указателя уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке не ставится.

Особенности системы охлаждения двигателя ВАЗ-21124 автомобиля ВАЗ-2110Система охлаждения двигателя ВАЗ-21124 — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из рубашки охлаждения двигателя, радиатора с электровентилятором, термостата, насоса, расширительного бачка и соединительных шлангов. Насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости через рубашку охлаждения блока и головки блока цилиндров, после чего жидкость проходит через термостат в радиатор, где отдает тепло охлаждающему воздуху. Движение жидкости через рубашку охлаждения и радиатор образует большой круг циркуляции, а движение жидкости по рубашке охлаждения двигателя, минуя радиатор, — малый круг циркуляции. В систему охлаждения также включен радиатор отопителя и блок подогрева дроссельного узла. Жидкость через них циркулирует постоянно и не зависит от положения клапанов термостата.

Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапаном, расположенным в крышке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе на горячем двигателе, за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери. Он начинает открываться при давлении не менее 1,1 бар. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 бар (на остывающем двигателе).

Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Электровентилятор включается через реле по сигналу контроллера.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры в комбинации приборов. В выпускном патрубке, рядом с корпусом термостата, установлен датчик температуры охлаждающей жидкости, выдающий информацию для контроллера.

Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала ремнем ГРМ. Корпус насоса алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике. Пластичная смазка в подшипнике заложена на весь срок службы.

Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитсодержащей композиции, за которым находится сальник. В корпусе насоса имеется контрольное отверстие для определения течи жидкости при выходе насоса из строя. Насос рекомендуется заменять в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат.

Термостат имеет твердый термочувствительный элемент и два клапана, которые перераспределяют потоки охлаждающей жидкости. На холодном двигателе основной клапан термостата перекрывает поток жидкости от радиатора, и жидкость циркулирует только по малому кругу, минуя радиатор. При температуре (85±2) °С клапаны термостата начинают перемещаться, пропуская поток жидкости в радиатор и перекрывая байпасный канал. При температуре около (100±2) °С основной клапан полностью открывается, а байпасный закрывается. Почти вся жидкость циркулирует по большому кругу через радиатор двигателя.

Замену термостата можно посмотреть в статье – «Снятие и проверка термостата».

Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Для этого на стенке бачка нанесены метки «MAX» и «MIN». В верхней части бачка имеется патрубок для соединения с пароотводящим шлангом радиатора, в нижней части — патрубок для соединения с наливным шлангом.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок, проходящих сквозь охлаждающие пластины. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводящего шланга. На радиаторе установлен кожух с электровентилятором. В нижней части правого бачка находится сливная пробка.

Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.

Возможные неисправности системы охлаждения двигателя и способы устранения

Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель перегревается

Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расши­рительном бачке

Долейте охлаждающую жидкость

Неисправен термостат (клапан завис в закрытом поло­жении)

Замените термостат

Неисправен водяной насос

Проверьте насос и в случае неисправности замените

Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми

Промойте снаружи сердцевину радиатора

Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения дви­гателя засорены накипью и илистыми отложениями

Промойте систему охлаждения и заполните свежей ох­лаждающей жидкостью

Электровентилятор не включается из-за обрыва элект­рической цепи датчика,

выхода из строя датчика, реле или электродвигателя вентилятора

Проверьте и восстановите электрические цепи. При не­обходимости замените датчик, реле или электровенти­лятор в сборе

Повреждение клапана в пробке расширительного бачка

(постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением)

Замените пробку расширительного бачка

               

Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух

Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, вызывающее образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя

Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените по­врежденную прокладку головки блока цилиндров

Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения нестабилен

Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении)

Замените термостат (смотрим статью – «Замена и проверка термостата»)

Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Негерметичен радиатор

Замените радиатор

Негерметичен расширительный бачок

Замените расширительный бачок

Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов

Подтяните хомуты крепления шлангов

Повреждено уплотнение водяного насоса

Замените водяной насос

Повреждена уплотнительная прокладка корпуса водяно­го насоса

Замените уплотнительную прокладку

Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров

(во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости в стыке между головкой и блоком цилиндров;

кроме то­го, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле)

Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом

Негерметичен радиатор отопителя

Замените радиатор отопителя

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить