Конструкция системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110, ВАЗ-2111

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.

Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка.

Конструкция системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110, ВАЗ-2111Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери). Он открывается при давлении 1,1- 1,5 кгс/см 2 . Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см 2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора (на двигателе ВАЗ-2110) или через реле по сигналу электронного блока управления двигателем (на двигателях ВАЗ-2111, -2112). Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С. Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В Конструкция системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110, ВАЗ-2111выпускном патрубке впрыскных двигателей (ВАЗ-2111, -2112) установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем. Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с "пожизненным" запасом пластичной смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний – крыльчатка. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе. Перераспределением потоков жидкости управляет термостат. На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателе ВАЗ-2110 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства. На двигателях ВАЗ-2111, -2112 жидкость, кроме отопителя, подается к блоку подогрева дроссельного узла (подогрев впускного коллектора не предусмотрен). При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм. Термостат двигателя ВАЗ-2112 имеет повышенное сопротивление байпасного клапана (дроссельное отверстие), за счет чего увеличивается поток жидкости через радиатор отопителя. Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Бортовая система контроля также сообщает о падении уровня жидкости, для этого в крышке бачка предусмотрен датчик. С бачком также соединены две пароотводные трубки: одна – от радиатора отопителя, другая – от радиатора охлаждения двигателя. Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки. Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.

Возможные неисправности

Диагностика

Методы устранения

Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Повреждение радиатора, шлангов, ослабление их посадки на патрубках. Подтекание жидкости из крана отопителя

 

Осмотр.

Герметичность радиатора проверяется в ванне с горячей водой сжатым воздухом под давлением 2,0 бар (2,0 кг/см2)

 

Замените поврежденные детали.

Подтяните хомуты на шлангах

 

Утечка жидкости через манжету (сальник) насоса охлаждающей жидкости

 

Осмотр

 

Замените насос в сборе

 

Повреждена прокладка головки цилиндров. Дефект блока или головки цилиндров

 

При замене масла из картера выливается эмульсия с белесым оттенком.

Возможно появление обильного белого дыма из глушителя. Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя

 

Поврежденные детали замените.

Не используйте зимой воду в системе охлаждения, заливайте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям

 

Двигатель долго прогревается до рабочей температуры

Неисправен термостат

См. Снятие и проверка термостата

Замените неисправный термостат

Низкая температура воздуха (ниже –15°С)

 

 

Утеплите двигатель: установите термошумоизоляционный материал под капотом, щитки перед радиатором.

Не перекрывайте всю площадь радиатора в зоне крыльчатки вентилятора!

 

Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе)

(В) Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости системы впрыска или его цепях

 

Горит лампа "Check еngine". Датчик и цепи проверяются омметром

 

Неисправный датчик замените

 

(В) Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора

 

Проверка автотестером

 

Неисправное реле замените

 

(В) Неисправен блок управления системы впрыска или его цепи

 

Проверьте блок или замените заведомо исправным

 

Замените неисправный блок

 

(К) Не размыкаются контакты термовыключателя радиатора

 

При отсоединении клемм от

выводов термовыключателя электровентилятор перестает работать

 

Замените термовыключатель

 

Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне)

Неисправен термостат

 

См. Снятие и проверка термостата

 

Замените неисправный термостат

 

Недостаточное количество охлаждающей жидкости

 

Уровень жидкости ниже метки на расширительном бачке.

На блоке системы контроля горит соответствующий индикатор

 

Устраните утечки. Долейте охлаждающую жидкость

 

Паровые пробки в системе охлаждения из-за негерметичности пробки расширительного бачка

 

Нанесите мыльную пену на пробку бачка, заглушите двигатель и сдавите руками шланги системы охлаждения.

Воздух не должен выходить из-под пробки

 

Замените пробку и / или бачок

 

Много накипи в системе охлаждения

 

 

Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи. Не используйте жесткую воду в системе охлаждения

 

Загрязнены ячейки радиатора

Осмотр

Промойте радиатор струей воды под давлением

Неисправен насос охлаждающей жидкости

 

Разберите насос, осмотрите, измерьте детали

 

Замените изношенные детали или насос в сборе

 

Не включается электровентилятор системы охлаждения

 

Замкните между собой контакты термовыключателя радиатора. Если вентилятор работает – неисправен датчик, если нет – электрические цепи или электродвигатель вентилятора (проверяются омметром).

Проверьте, подается ли напряжение 12 В на управляющий контакт реле электровентилятора. Если да, то неисправны реле или электродвигатель вентилятора, если нет – блок управления впрыском или его цепи

 

Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные термовыключатель, реле, электродвигатель, блок управления замените

 

Недопустимо низкое октановое число бензина

 

 

Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем

 

Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов

 

Осмотр после снятия головки двигателя

 

Устраните причину нагарообразования.

Применяйте масло рекомендованной вязкости и, по возможности, с низкой зольностью

 

Неправильная установка момента зажигания

См. Системы зажигания и управления ЭПХХ двигателя ВАЗ-2110

Отрегулируйте угол опережения зажигания

Неисправен коммутатор

Замените коммутатор заведомо исправным

Неисправный коммутатор замените

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить