Для облегчения пуска дизелей зимой применяются декомпрессионные механизмы (ЮМЗ), электрофакельные подогреватели воздуха (Д-240, Д-245), подогреватели ПЖБ-200 (дополнительное оборудование), приспособление 5ПП-40А (дополнительное оборудование)

Электрофакельный подогреватель воздуха дизеля Д-240 (рис. 1) состоит из корпуса с катушкой электромагнита 7, клапана 8, прижатого к корпусу 9 пружиной 6, размещенной в кожухе 11 спирали 10.

Если подогреватель не действует, клапан 8, являющийся одновременно и якорем электромагнита, перекрывает канал в корпусе и топливо не может поступать к спирали.

Электрофакельный подогреватель воздуха (Д-240, Д-245)

Обмотка электромагнита и спираль подключаются к аккумуляторной батарее включателем стартера. Когда ключ стартера переводится в первое фиксированное положение, ток проходит только через спираль 10 и в течение 30 - 35 с разогревает ее до рабочей температуры (примерно 950°С), о чем свидетельствует ярко-красный цвет контрольного элемента на приборном щитке.

Переводом ключа во второе фиксированное положение дополнительно включается стартер и катушка электромагнита. Клапан 8 открывается, топливо вытекает из канала в корпусе, попадает на раскаленную спираль и воспламеняется.

Проходящий по всасывающей трубе воздух через отверстия в кожухе 11 подхватывает пламя и от соприкосновения с ним нагревается.

С начала проворачивания коленчатого вала двигателя топливо подается подкачивающим насосом системы питания. Расход топлива (не более 12 см3 за 1 мин.) ограничивается дозирующим элементом 2.

После запуска дизеля одновременно с автоматическим отключением стартера отключается и катушка электромагнита, что приводит к закрытию клапана 8 и прекращению поступления топлива к спирали.

Нагрев спирали прекращается переводом ключа в исходное нейтральное положение, что нужно сделать немедленно после запуска.

Пусковое приспособление 5ПП-40А предназначено для облегчения запуска двигателей с количеством цилиндров от 2 до 4 посредством впрыскивания легковоспламеняющейся жидкости во впускной трубопровод.

Пусковое приспособление 5ПП—40А

Легковоспламеняющаяся жидкость “Холод Д - 40” состоит из 60% диэтилового эфира, 15% — изопропилнитрата, 15% — петролейного эфира и 0,1% ионола. Остальное — газотурбинное масло.

В комплект приспособления входят, воздушный насос 6 (рис. 2) двойного действия, воздушная труба 5, смеситель 4, эмульсионная трубка 3 и распылитель 1.

При работе насоса сжатый воздух по трубе 5 поступает в смеситель 4.

Жидкостно-воздушная эмульсия, образовавшаяся в смесителе, по трубке 3 поступает к распылителям 1, которые впрыскивают эмульсию во впускной трубопровод.

При монтаже приспособления на двигатель нужно обратить особое внимание на герметичность всех соединений и на то, чтобы стрелки на гранях распылителей были направлены вдоль оси трубопровода по направлению движения всасываемого воздуха.

Перед использованием приспособления нужно ознакомиться с инструкцией завод-изготовителя.

Общий вид системы жидкостного предпускового обогрева дизеля

Предпусковой подогреватель ПЖБ-200работает на бензине при питании его электрооборудования постоянным током напряжением 12 В и обеспечивает пуск дизеля при общей затрате времени на подогрев и подготовку к работе в среднем 20 мин.

При этом жидкость в системе охлаждения дизеля подогревателя до температуры 60... 70°С, масло в поддоне — до 40,.. 50˚С.

В комплекте подогревателя: котел 4 (рис. 3) с горелкой и свечой накаливания, кожух поддона, электромагнитный клапан, топливный бачок 1 с краником, электровентилятором 3, пульт управления 2, подсоединительная арматура, крепежно-монтажные детали.

Котел подогревателя изготовлен из низкоуглеродистой стали толщиной 1,0 ‑ 1,5 мм. Он состоит из внутренней и наружной жидкостных рубашек и горелки циклонно-испарительного типа.

В крышке горелки изготовлены свеча накаливания и штуцер для подсоединения топливоподводящей трубки. Кроме того, крышка имеет патрубок с направляющим аппаратом для создания вращающегося потока воздуха при его входе в испарительную камеру.

Кожух поддона из листовой стали. Сбоку у него имеется патрубок, по которому из котла подаются отработанные газы.

Электромагнитный клапан служит для управления подачей топлива от топливного бака к горелке.

Электровентилятор предназначен для подачи воздуха в смесительную камеру горелки, чем обеспечивается устойчивость горения топлива. В крышке корпуса смонтирована заслонка, которой регулируют количество подаваемого воздуха.

Пульт управления подогревателя представляет собой коробку, в которой смонтированы включатель (для включения свечи накаливания), контрольная спираль (для контроля включения свечи накаливания), переключатель (для включения электровентилятора и электромагнитного клапана).

Переключатель имеет три положения:

О (кнопка утоплена до упора) — электровентилятор и электромагнитный клапан выключены;

Т (кнопка выдвинута наполовину) — включен электровентилятор;

II (кнопка выдвинута полностью) включены электровентилятор и электромагнитный клапан,

Схема подключения подогревателя к электрической сети трактора приведена на рис. 4.

Электрическая схема подключения системы предпускового обогрева к электросети трактора

Монтаж предпускового подогревателя на тракторе выполняют в определенной последовательности.

1. Сливают воду из системы охлаждения дизеля.

2. На средний лист облицовки трактора прикрепляют четырьмя болтами топливный бак.

3. Отвертывают четыре болта крепления поддона дизеля. Надевают на поддон дизеля кожух поддона подогревателя таким образом, чтобы его патрубок был направлен в сторону левого лонжерона, и ввертывают четыре болта.

4. Закрепляют двумя болтами на левом лонжероне трактора кронштейн, на котором смонтированы котел, электромагнитный клапан, вентилятор и пульт управления.

При этом нужно следить за тем, чтобы газоотводящий патрубок котла подогревателя вошел в патрубок кожуха поддона подогревателя.

5. Отвертывают болт крепления переходного патрубка воздухоочистителя к впускному коллектору дизеля.

Соединяют заливную трубу со сливным патрубком котла при помощи резинового шланга и двух хомутов. Болтом прикрепляют кронштейн заливной трубы к впускному коллектору.

6. Вывертывают из блока цилиндров дизеля сливной краник вместе с переходным штуцером и ввертывают вместо него штуцер, который приложен к предпусковому подогревателю.

7. К ввернутому штуцеру и к патрубку заливной трубы присоединяют сливную трубу при помощи резиновых шлангов и хомутов.

8. Снимают резиновый колпачок с отростка водяного патрубка головки пускового двигателя.

9. Соединяют отводящую трубу с отростком и отводящими патрубками котла при помощи резиновых шлангов и хомутов.

10. Соединяют краник топливного бака с подводящим штуцером электромагнитного клапана резиновой трубкой.

11. Присоединяют белый электропровод пульта управления к клемме стартера.

Для обеспечения надежной и безопасной работы подогревателя необходимо соблюдать определенные правила:

- запрещается подогревать дизель в закрытом помещении с плохой вентиляцией;

- необходимо строго соблюдать последовательность операций пуска подогревателя в работу;

во время подогрева дизеля оператор не должен отлучаться, поблизости должен быть огнетушитель;

- запрещается работа подогревателя без воды в котле более 1,5 мин. Неполное заполнение котла водой приводит к его перегреву и неисправности;

- горячий подогреватель можно запускать только после продувки котла электровентилятором в течение 1,5.. .2,0 мин.;

- краник топливного бачка подогревателя следует открывать только во время его работы;

- в летний период использования трактора предпусковой подогреватель должен быть демонтирован (в обратной последовательности монтажа, предварительно слив охлаждающую жидкость из системы охлаждения дизеля и котла подогревателя).

Схема работы системы предпускового подогревателя

Пуск подогревателя в работу осуществляется в такой последовательности:

- приготавливают воду для полной заправки системы охлаждения и воронку с сеткой;

- закрывают шторку радиатора дизеля и открывают пробки 1 и 2 (рис. 5) заливных горловин радиатора и подогревателя, закрывают сливной краник 2;

- открывают краник 4 топливного бачка подогревателя;

- приоткрывают заслонку 8 электровентилятора;

- переводят рукоятку 6 переключателя в положение II на 10 - 15 с, для смачивания бензином асбеста горелки, после чего возвращают ее в положение 0;

- включают на 30 - 40 с свечу 10 накаливания включателем 7.

При достижении ярко-красного накала контрольной спирали 5 на пульте управления бензин в горелке воспламеняется (как правило, это сопровождается звуковым хлопком). После этого рукоятку переключателя 6 переводят в положение  II- рабочее.

Нельзя пускать горячий подогреватель без предварительной продувки котла (установкой рукоятки переключателя 6 в положение I);

- при устойчивом горении, характеризующимся равномерным гулом в котле, выключают свечу накаливания (тумблер 7) и плавно открывают заслонку 8 вентилятора. При этом бензин смешивается с воздухом в накаленной испарительной камере горелки и горит;

- заливают через воронку с сеткой, установленную в горловину 2 подогревателя,. 5 л воды (это нужно делать не позднее 1,0..1,5 мин после розжига) и закрывают горловину пробкой.

Вода, нагреваясь в подогревателе, через трубку 3 поступает в рубашку блока цилиндров дизеля, а через трубку 13 возвращается в котел подогревателя;

- запускают дизель;

- через заливную горловину 1 радиатора доливают воду до полного заполнения системы охлаждения и закрывают горловину пробкой;

- при прогреве дизеля до температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения примерно 50°С выключают подогреватель, перемещая рукоятку переключателя 6 в положение  на продувку котла.

При этом электромагнитный клапан перекрывает поступление бензина к горелке (прекращение горения определяется по исчезновении шума в котле подогревателя);

- закрывают краник 4 топливного бачка;

- спустя 1-2 мин после прекращения горения в котле выключают вентилятор, переместив рукоятку переключателя 6 в положение 0, и закрывают заслонку 8 вентилятора.