Проверка деталей головки цилиндров двигателя 1AZ-FE

Проверку деталей производим для определения возможности дальнейшей эксплуатации деталей ГБЦ

Проверка головки блока цилиндров

рис. 1. Схема проверки коробления поверхностей головки блока цилиндров

С помощью линейки и плоского щупа проверьте коробление поверхностей головки блока цилиндров, сопрягаемых с поверхностью блока цилиндров и с поверхностями впускного и выпускного коллекторов (рис. 1).

Максимальный допуск коробления:

  • сторона блока цилиндров – 0,05 мм;
  • сторона впускного коллектора – 0,08 мм;
  • сторона выпускного коллектора – 0,08 мм.

Если величина плоскости коробления превышает максимально допустимую, замените головку блока цилиндров.

С помощью красителя проверьте наличие трещин в камерах сгорания, впускных и выпускных каналах и на поверхности газового стыка.

При наличии трещин замените головку блока цилиндров.

Проверка седел клапанов головки цилиндров

Нанесите тонкий слой белил на фаску клапана.

Слегка прижмите рабочую фаску клапана к седлу, но не вращайте клапан.

Затем выньте клапан и осмотрите седло и фаску клапана.

Если краска остается по всей окружности (360°) фаски клапана, то клапан концентричен.

В противном случае замените клапан.

Если краска проявляется по всей окружности (360°) седла клапана, направляющая (втулка) клапана и седло клапана концентричны.

В противном случае перешлифуйте фаску.

рис. 2. Допустимая толщина пятна контакта седла клапана

Убедитесь, что пятно контакта находится в средней части рабочей фаски клапана и имеет ширину 1,0–1,4 мм (рис. 2).

рис. 3. Проверка пятен контактов фасок седел клапанов

Если пятно контакта расположено слишком высоко, скорректируйте фаску при помощи фрез с углом конуса 30° и 45°.

Если пятно контакта расположено слишком низко, скорректируйте фаску при помощи фрез с углом конуса 75° и 45° (рис. 3).

Проверка осевого люфта распределительного вала

рис. 4. Проверка осевого люфта распределительного вала

Установите распределительные валы.

Индикатором измерьте осевой люфт, перемещая распределительный вал вперед-назад (рис. 4).

Номинальный люфт:

  • впуск – 0,040–0,095 мм;
  • выпуск – 0,080–0,135 мм.

Предельный зазор:

  • впуск. – 0,11 мм;
  • выпуск – 0,15 мм.

Если осевой люфт больше максимально допустимого, замените распределительный вал.

Если необходимо, замените крышки подшипников и головку блока цилиндров.

Проверка радиального люфта в подшипниках распределительного вала

Очистите рабочие поверхности крышек подшипников и опорных шеек распределительного вала.

рис. 5. Установка крышек подшипников распределительных валов

Установите вкладыш переднего подшипника.

Уложите распределительный вал в постели головки блока цилиндров.

Положите по кусочку пластикового калибра на каждую шейку распределительного вала.

Установите крышки подшипников.

Затяните болты крышек с моментом затяжки:

  • №1 – 30 Нм (301 кг·cм);
  • №2 – 30 Нм (301 кг·cм);
  • №3 – 9 Нм (92 кг·cм).

Проверка клапанной пружины

рис. 6. Измерение длины клапанной пружины

Штангенциркулем измерьте длину пружины в свободном состоянии (рис. 6).

Длина пружины клапана: 45,70 мм.

рис. 7. Измерение зазора перпендикулярности клапанной пружины

Используя металлический угольник (90°), проверьте зазор неперпендикулярности пружины клапана (рис. 7).

Предельный зазор неперпендикулярности: 1,6 мм.

Проверка длинны клапана головки цилиндров

Проверьте общую длину клапана.

Номинальная длина:

  • впускной клапан – 101,71 мм;
  • выпускной клапан – 101,15 мм.

Предельная длина:

  • впускной клапан – 101,21 мм;
  • выпускной клапан – 100,70 мм.

Если общая длина меньше минимально допустимой, замените клапан.

Проверка толщины тарелки клапана головки цилиндров

Проверьте толщину тарелки клапана с помощью штангенциркуля с нониусом.

Стандартная толщина впускных клапанов: 1,05–1,45 мм.

Минимальный допуск: 0,5 мм.

Стандартная толщина выпускных клапанов: 1,20–1,60 мм.

Минимальный допуск: 0,5 мм.

Если толщина цилиндрической части тарелки меньше минимально допустимого значения, замените клапан.

Измерение диаметра штока клапана ГБЦ

рис. 8. Измерение диаметра штока клапана

Микрометром измерьте диаметр штока клапана (рис. 8).

Диаметр штока клапана:

  • впускной клапан – 5,470–5,485 мм;
  • выпускной клапан – 5,465–5,480 мм.

Проверка внутренних диаметров направляющих втулок клапанов ГБЦ

Проверьте внутренние диаметры направляющих втулок клапанов.

С помощью нутромера измерьте внутренние диаметры направляющих клапанов на трех уровнях.

Внутренний диаметр втулки – 5,510–5,530 мм.

Произведите вычисление путем вычитания величины диаметра штока клапана и величины внутреннего диаметра направляющей втулки и установите таким образом величину стандартного люфта между штоком клапана и его направляющей.

Величина стандартного люфта:

  • впуск – 0,025–0,060 мм;
  • выпуск – 0,030–0,065 мм.

Максимальный допуск:

  • впуск – 0,08 мм;
  • выпуск – 0,10 мм.

Если зазор больше максимально допустимого, замените клапан и направляющую втулку.

Проверка толкателей и расточки под толкатели в корпусе головки блока цилиндров

рис. 9. Проверка диаметра толкателя с помощью микрометра

Микрометром измерьте диаметр толкателя (рис. 9).

Диаметр толкателя – 30,966–30,976 мм.

Произведите вычисление путем вычитания значения диаметра толкателя из значения диаметра расточки под толкатель в корпусе головки и определите зазор.

  • Стандартный зазор – 0,033–0,059 мм.
  • Предельный зазор – 0,079 мм.

Если зазор превышает максимально допустимый, замените толкатель.

При необходимости замените головку блока цилиндров.

рис. 10. Измерение диаметра расточки толкателя с помощью нутромера

Проверьте толкатели и расточки под толкатели в корпусе головки блока цилиндров.

С помощью нутромера измерьте диаметры расточек под толкатели в головке блока цилиндров (рис. 10).

Диаметр расточки – 31,000–31,025 мм.

Предел коробления – 0,7 мм.

Проверьте коробление контактной поверхности выпускного коллектора.

Если величина коробления превышает максимально допустимую, замените коллектор.