Конструкция рулевого узла автомобиля Соболь

Рулевой механизм автомобиля Соболь может быть выполнен как с гидроусилителем, так и без гидроусилителя.

Конструкция рулевого узла автомобиля СобольРулевой механизм без гидроусилителя состоит из алюминиевого картера, винта с шариковой гайкой и вала-сектора. Винт установлен в картере на двух радиально-упорных шариковых подшипниках. На винте установлена шариковая гайка-рейка, имеющая внутри винтовую канавку. Между гайкой и винтом размещены шарики. При вращении винта шарики перекатываются по винтовой канавке, и шариковая гайка-рейка перемещается вдоль винта. При этом своими зубьями гайка поворачивает вал-сектор, установленный в картере на двух роликовых подшипниках без сепараторов. На конических шлицах вала-сектора закреплена рулевая сошка. Винт с шариковой гайкой и набором шариков укомплектованы селективным методом и при необходимости заменяются только в сборе. Регулировка зацепления шариковой гайки-рейки с валом-сектором производится поворотом эксцентриковых обойм подшипников вала-сектора. Рулевой механизм смазывается трансмиссионным маслом (0,5 л). Маслозаливное отверстие закрывается пробкой с конической резьбой.

Рулевой механизм с гидроусилителем устроен подобно описанному, но его рейка выполнена в виде поршня с уплотнением, а внутри вала-винта размещен вал-золотник распределителя. Вместо крышки верхнего подшипника установлен гидравлический распределитель. Гидравлический цилиндр расточен непосредственно в чугунном картере рулевого механизма, и поршень-рейка с уплотнением делит его на две полости. В зависимости от направления вращения рулевого вала соответствующая полость цилиндра соединяется через гидравлический распределитель с нагнетающей или отводящей магистралью системы. При этом рабочая жидкость (масло), подаваемая насосом, действует на поршень и перемещает его, поворачивая вал-сектор, и тем самым «помогает» водителю. При отказе системы гидроусилителя работоспособность рулевого управления сохраняется, но возрастает сопротивление на рулевом колесе. На автомобиле, оборудованном рулевым механизмом со встроенным гидроусилителем, дополнительно устанавливается насос и бачок системы гидроусилителя. Все агрегаты соединены резиновыми шлангами. Шланг высокого давления имеет накидные штуцеры на концах. Насос гидроусилителя — коловратного (шиберного) типа, установлен в нижней части блока цилиндров на кронштейне и приводится поликлиновым ремнем от коленчатого вала двигателя, совместно с другими агрегатами. В корпусе насоса имеются предохранительный и расходный клапаны. Конструкция рулевого узла автомобиля СобольПредохранительный клапан защищает насос от перегрузок, соединяя полость нагнетания с полостью всасывания. Расходный (перепускной) клапан ограничивает подачу жидкости в систему при увеличении частоты вращения сверх определенной. Бачок гидроусилителя служит резервуаром для сохранения запаса рабочей жидкости при ее утечке, а также охлаждения и очистки жидкости от загрязнений и продуктов изнашивания насоса и рулевого механизма. Бачок (из пластмассы или металлический) установлен на кронштейне слева под капотом. Внутри бачка встроен фильтрующий элемент, обеспечивающий очистку жидкости от частиц размером свыше 45 мкм. В процессе работы вся жидкость постоянно циркулирует через него. Фильтрующий элемент заменяем через 60 тыс. км пробега отдельно или вместе с пластмассовым бачком. В качестве рабочей жидкости применяется специальное масло марки «Р» или «А», залитое в систему гидроусилителя в объеме 1,3 л. Масло подлежит замене также через 60 тыс. км пробега. Рулевой привод состоит из сошки, продольной, поперечной и двух боковых тяг, а также маятниковых рычагов и двух рычагов рулевой трапеции, соединенных со стойками подвески. К сошке крепится продольная тяга. Боковые рулевые тяги соединены с поперечной тягой, а также с левым и правым рычагами трапеции. Каждый рычаг трапеции двумя болтами прикреплен к своей стойке подвески. Поперечная рулевая тяга, синхронизирующая поворот колес, подвешена на двух маятниковых рычагах. Оси маятниковых рычагов установлены в кронштейнах подвески, причем у левого – на игольчатых подшипниках, а у правого – в пластмассовых втулках. Левый маятниковый рычаг — двуплечий, к одному его концу крепится продольная, а к другому поперечная рулевые тяги. Все тяги соединены друг с другом, с сошкой и рычагами унифицированными сферическими шарнирами. Шарниры герметичные, неразборные и нерегулируемые, они имеют конические хвостовики с резьбовыми концами, для крепления в отверстиях рычагов, тяг и сошки. Боковые тяги снабжены регулировочными резьбовыми трубками, благодаря чему можно, изменяя их длину, регулировать схождение колес. Продольная тяга также имеет регулируемую длину, что позволяет обеспечивать правильное взаимное положение сошки и левого маятникового рычага при ремонте.

Положение рулевой колонки можно изменять по высоте и углу наклона.

Положение рулевой колонки можно изменять по высоте и углу наклонаПоднимаем рукоятку фиксатора рулевой колонки. Устанавливаем рулевое колесо в нужное положение и опускаем рукоятку до упора. Если фиксатор ослаб и перестал удерживать колонку в нужном положении, снимаем кожухи колонки.

Положение рулевой колонки можно изменять по высоте и углу наклонаДвумя ключами «на 13» ослабляем контргайку и подтягиваем гайку болта крепления рукоятки фиксатора.

Убедившись в исправной работе фиксатора, затягиваем контргайку и ставим кожухи на место.

Проверка технического состояния рулевого управления

Вращая рулевое колесо, устанавливаем передние колеса в положение прямолинейного движения. Кладем на панель приборов отвертку или подобный инструмент острием к ободу рулевого колеса в верхней его точке. Вращаем рулевое колесо в обе стороны до момента появления сопротивления (колеса при этом не поворачиваются).

Проверка технического состояния рулевого управленияОриентируясь по острию отвертки, мелом отмечаем на ободе границы свободного хода рулевого колеса. Суммарный люфт рулевого колеса для автомобиля с гидроусилителем проверяем при работающем двигателе. Измеряем расстояние по ободу колеса между метками. Если свободный ход рулевого колеса больше 37 мм (35 мм с ГУР) или 45 мм (43 мм с ГУР) для автобусов, необходимо убедиться в том, что увеличение свободного хода не вызвано износом шарниров рулевых тяг и карданного вала, люфтом подшипников передних колес, а также ослаблением гайки сошки, гаек пальцев шарниров, клиньев карданного вала и других крепежных деталей. Для этого проверяем затяжку гаек и болтов рулевого управления, при необходимости подтягиваем их. Гайки сферических шарниров и карданного вала должны быть затянуты и зашплинтованы.

ВПроверка технического состояния рулевого управленияращая рулевое колесо, убеждаемся в отсутствии люфтов в шарнирах всех тяг. Аналогично проверяем люфты в карданных шарнирах рулевого вала.

Неисправные детали с изношенными шарнирами заменяем. Если после устранения люфтов свободный ход превышает допустимые нормы, регулируем рулевой механизм.

Возможные неисправности гидроусилителя руля и методы устранения

Причина неисправности

Метод устранения

Постоянный шум со стороны насоса

Изношен подшипник

Замените насос

Повышенный шум при работе усилителя

Недостаточный уровень жидкости в бачке, воздух в жидкости

Долейте жидкость, устраните утечки, прокачайте систему

Проскальзывает ремень по шкиву насоса

Подтяните или замените ремень

Неисправность усилителя (допускается несильный шум)

Замените усилитель

Усилитель не работает или его эффективность недостаточна (повышенное усилие на рулевом колесе)

Засорен фильтр в бачке

Замените фильтр (на части двигателей фильтр заменяется с бачком в сборе) и,

желательно, жидкость

Засорены расходный и предохранительный клапаны

Промойте клапаны и насос

Ремень привода проскальзывает по шкиву насоса

Подтяните или замените ремень

Залита жидкость несоответствующей вязкости (как правило, ее вязкость мала)

Замените жидкость

Выбрасывание жидкости через отверстие в пробке бачка насоса

Чрезмерный уровень жидкости в бачке насоса

Доведите уровень жидкости до нормы

Засорен фильтрующий элемент

Промойте внутреннюю поверхность бачка, замените фильтрующий элемент и жидкость

Заклинивание или потеря работоспосособности насоса

В систему попала грязь

Промойте внутреннюю поверхность бачка, замените фильтрующий элемент и жидкость;

замените насос и прокачайте гидросистему

Длительная задержка рулевого колеса в крайних положениях

Замените насос, заправьте и прокачайте гидросистему

Руль в одну сторону поворачивается значительно легче, чем в другую

Засорение гидросистемы

Промойте гидросистему и усилитель

Неисправность усилителя: разрушение деталей, негерметичность клапанов

Замените усилитель в сборе

Утечка жидкости из системы

Трещины шлангов, неплотно затянуты их хомуты

Подтяните хомуты, замените шланги

Течь из рулевого механизма или насоса

Замените прокладки, резиновые кольца, манжету насоса или рулевого механизма

Повышенное давление в системе из-за заклинивания расходного клапана в закрытом положении

Устраните неисправность или замените насос

Чрезмерный уровень жидкости в бачке

Отберите излишки жидкости шприцем или резиновой грушей

Низкая курсовая устойчивость автомобиля на высокой скорости

Увеличенные зазоры подшипников винта и в паре гайка-рейка – вал-сектор рулевого механизма

Отрегулируйте зазоры между деталями

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить