Датчик положения коленчатого вала (синхронизации) типа (2612.1.113 BOSCH или 406.3847113) индуктивного типа предназначен для определения углового положения коленчатого вала двигателя, синхронизации работы контроллера с рабочим процессом двигателя и определения частоты вращения коленчатого вала.

Конструктивно датчик представляет собой стержневой магнит 3, на котором установлена обмотка 1.

При прохождении зубьев диска синхронизации 8 мимо торца магнита на выводах обмотки возникает потенциал, являющийся для контроллера информацией о частоте вращения коленчатого вала.

Датчик положения коленчатого вала: 1 - обмотка датчика; 2 - корпус; 3 - магнит; 4 - уплотнитель; 5 - привод; 6 - кронштейн крепления; 7 - магнитопровод; 8 - диск синхронизации

Два зуба на диске отсутствуют, при прохождении впадины на диске мимо магнита формируется импульс, по которому контроллер определяет, что поршень 1-го цилиндра находится в ВМТ.

При выходе из строя датчика синхронизации или его цепей работа системы зажигания невозможна.

Блок управления занесет в память код неисправности и включит лампу сигнализации КМСУД на приборной панели.

Проверка датчика синхронизации

Выключаем зажигание и отсоединяем «минусовую» клемму аккумуляторной батареи.

Как проверить и заменить датчик синхронизации ЗМЗ-409

Тонкой отверткой или шилом снимаем пружинный зажим колодки.

Как проверить и заменить датчик синхронизации ЗМЗ-409

Отсоединяем разъем датчика синхронизации.

Как проверить и заменить датчик синхронизации ЗМЗ-409

Подсоединяем омметр к центральному и одному боковому выводу.

Как проверить и заменить датчик синхронизации ЗМЗ-409

Измеряем сопротивление обмотки датчика, которое должно быть в пределах 700—900 Ом.

Как проверить и заменить датчик синхронизации ЗМЗ-409

Для дальнейшей проверки исправности датчика снимаем его с двигателя.

В работоспособности датчика можно убедиться, подсоединив к его выводам вольтметр.

Как проверить и заменить датчик синхронизации ЗМЗ-409

Быстро подносим, металлический стержень к сердечнику датчика — если он исправен, на приборе наблюдаются скачки напряжения.

Неисправный датчик заменяем.

Снятие датчика синхронизации

Как проверить и заменить датчик синхронизации ЗМЗ-409

Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления датчика к блоку двигателя.

Как проверить и заменить датчик синхронизации ЗМЗ-409

Вынимаем датчик из отверстия.

Отогнув хомуты крепления провода датчика, расположенные на впускном коллекторе и блоке цилиндров, вытягиваем провод вместе с разъемом вниз.

Устанавливаем датчик в обратной последовательности.

Как проверить и заменить датчик синхронизации ЗМЗ-409

После установки датчика проверяем с помощью набора щупов зазор между его стержнем и зубьями диска синхронизации.

Зазор должен быть в пределах 1—1,5 мм.