• 1. Снять головку блока цилиндров.
  • 2. Снять масляный насос.
  • 3. Отвернуть гайки 1 шатунных болтов и снять крышку шатуна 2.

Ремонт шатунно-поршневой группы ЗМЗ-402

Так как крышка сидит плотно, сбить ее несильными ударами молотка.

Вынуть из крышки вкладыш шатунного подшипника.

  • 4. Протолкнуть поршень в цилиндр так, чтобы он вышел из цилиндра, а затем вынуть его вместе с шатуном.

Вынуть из нижней головки шатуна вкладыш шатунного подшипника.

Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра.

Проверить метки на шатуне и крышке шатуна.

Если метки не видны, пометить шатун и крышку номером цилиндра.

  • 5. Таким же образом вынуть остальные поршни с шатунами.
  • 6. С помощью съемника снять поршневые кольца.

Ремонт шатунно-поршневой группы ЗМЗ-402

  • 7. Снять стопорные кольца с двух сторон поршня.
  • 8. Выпрессовать специальным приспособлением поршневые пальцы.

Если нет приспособления, можно выбить поршневые пальцы легкими ударами молотка через оправку 1 — это необходимо делать на весу, чтобы не повредить поршень.

Ремонт шатунно-поршневой группы ЗМЗ-402

Вынуть шатун 2 из поршня 3.

  • 9. Таким же образом снять остальные поршни с шатунов.
  • 10. После разборки промыть все детали в бензине.
Очистка нагара в канавках поршневых колец

Очистить днища поршней и канавки для поршневых колец от нагара, как показано на рис. 6;

  • - в случае замены поршня, поршневого пальца или шатуна необходимо:
  • - вынуть с помощью плоскогубцев стопорные кольца поршневого пальца;
  • - на приспособлении вынуть поршневой палец (поршневые кольца перед этим должны быть сняты);
  • - подобрать новые поршни по гильзам с зазором 0,012—0,024 мм.

Подбор проверяется протягиванием при помощи пружинного безмена ленты-щупа, заложенного между поршнем и цилиндром.

Щуп располагается в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца.

Поршень должен быть без поршневых колец.

Усилие протягивания при нормальной комнатной температуре (+20°с) должен быть в пределах 3,5—4,5 кг.

Размеры ленты: толщина —0,05 мм, ширина — 13 мм, длина — 250 мм;

  • - подобрать поршневой палец к шатуну так, чтобы при нормальной комнатной температуре он плавно перемещался в отверстии верхней головки под легким усилием большого пальца руки.

Поршневой палец, должен быть слегка смазан маслом.

Цвет маркировки пальца должен соответствовать цвету маркировки на бобышках поршня;

Приспособление для выпрессовки и запрессовки поршневого пальца: 1 - направляющая; 2 - палец; 3 - плунжер
  • - произвести подсборку шатунно-поршневой группы на приспособлении (рис. 7).

Поршень перед запрессовкой в него поршневого пальца необходимо нагреть в горячей воде до температуры 70°С; запрессовка пальца о холодный поршень может привести к повреждению поверхности отверстий в бобышках поршня, а также к деформации самого поршня.

Вставить стопорные кольца поршневого пальца в кольцевые канавки бобышек поршня;

  • - подобрать по цилиндру поршневые кольца; зазор; замеренный в стыке кольца с помощью щупа, должен быть 0,3 — 0,5 мм.

В изношенных цилиндрах наименьший зазор следует делать 0,3 мм;

  • - щупом проверить боковой зазор между кольцом и стенкой поршневой канавки (рис. 8).

Ремонт шатунно-поршневой группы ЗМЗ-402

Проверку произвести по окружности поршня в нескольких точках.

Величина бокового зазора должна быть для верхнего компрессионного кольца в пределах 0,050—0,082 мм, а для нижнего компрессионного и маслосъемного колец — 0,035 — 0,067 мм;

  • - надеть с помощью приспособления на поршень поршневые кольца.

Компрессионные кольца ставят внутренней фаской к днищу поршня, как показано на рис. 12, кольца в канавках должны перемещаться свободно;

Конусное кольцо для постановки поршня с кольцами в цилиндр
  • - протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить в них вкладыши;
  • - повернуть коленчатый вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого цилиндров заняли положение, соответствующее нижней мертвой точке;
  • - смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и гильзу первого цилиндра чистым маслом для двигателя, развести стыки поршневых колец под углом 120° друг к другу, надеть на болты шатунов предохранительные латунные наконечники, сжать кольца обжимкой или, пользуясь конусным кольцом (рис. 9), вставить поршень в цилиндр.

Перед установкой поршня следует еще раз убедиться, что номера, выбитые на шатуне и его крышке, соответствуют порядковому номеру цилиндра, проверить правильность положения поршня и шатуна в цилиндре; метка на поршне «Назад» должна быть направлена к маховику, а отверстие в нижней головке шатуна — в сторону, противоположную распределительному валу;

Размерные группы поршней, шатунов и пальцев

Размерные группы поршней, шатунов и пальцев

Номинальные и предельно допустимые размеры, посадка сопрягаемых деталей шатунно-поршневой группы двигателя мод. 402

Размеры и посадка деталей шатунно-поршневой группы

Размеры и посадка деталей шатунно-поршневой группы