Двигатель ЗМЗ-402

Конструкция двигателя ЗМЗ-402, ЗМЗ-4021

Подробнее: Конструкция двигателя ЗМЗ-402Двигатели ЗМЗ-402 устанавливают на автомобили «Волга», «УАЗ», «Газель». Двигатели неплохо зарекомендовали себя во время эксплуатации. Неприхотливые и легко ремонтируемые, в гаражных условиях. Двигатели рядные четырехцилиндровые, оборудованы карбюраторами и бесконтактной системой зажигания. Оба аналогичны по конструкции, но двигатель мод. 4021 дефорсированный.

Рис. 1. Вид двигателей мод. 402 и 4021 с левой стороны

Диагностика состояния двигателя ЗМЗ-402

Техническое состояние двигателя в процессе эксплуатации постоянно изменяется.

В период обкатки (около 2000 км) по мере приработки трущихся поверхностей уменьшаются потери на трение, увеличивается мощность двигателя, уменьшается расход топлива, снижается угар масла. Далее наступает период, при котором техническое состояние практически изменяется мало. По мере износа деталей увеличивается прорыв газов через поршневые кольца, падает компрессия в цилиндрах, увеличивается утечка масла через зазоры в соединениях и падает давление в системе. Следовательно, постепенно уменьшается мощность двигателя, увеличивается расход топлива, возрастает расход масла.

Масляный насос двигателя ЗМЗ-402

Подробнее: Конструкция масляного насоса двигателя ЗМЗ-402

Масляный насос (рис. 1.) шестеренчатого типа установлен внутри масляного картера.

Насос прикреплен двумя шпильками к наклонным площадкам на третьей и четвертой перегородках блока цилиндров. Точность установки насоса обеспечивается двумя штифтами-втулками, запрессованными в блок цилиндров.

 

Корпус насоса 4 отлит из алюминиевого сплава, шестерни 3 и 6 имеют прямые зубья и изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка). Ведущая шестерня 3 закреплена на валике 5 штифтом.

На верхнем конце валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит вал привода масляного насоса.

Ведомая шестерня 6 свободно вращается на оси, запрессованной в корпус насоса. Крышка 2 насоса изготовлена из серого чугуна и крепится к насосу четырьмя болтами. Под крышку поставлена картонная прокладка толщиной 0,3 мм.

Маслоприемник и приемный патрубок 1 масляного насоса выполнены в едином корпусе из алюминиевого сплава.

На приемной части патрубка завальцована сетка. Патрубок крепится к масляному насосу четырьмя болтами вместе с крышкой масляного насоса через паронитовую прокладку 8. Производительность масляного насоса значительно выше, чем это требуется для двигателя. Запас производительности необходим для обеспечения соответствующего давления масла в системе на любом режиме работы двигателя.

Лишнее масло при этом поступает из нагнетательной полости насоса через редукционный клапан обратно во всасывающую полость. При увеличении расхода масла через зазоры в подшипниках (если двигатель изнашивается) в системе также поддерживается необходимое давление, но через редукционный клапан в этом случае обратно в приемную полость насоса проходит меньшее количество масла.

Подробнее: Последовательность разборки двигателя ЗМЗ-402

Снятие и разборка двигателя ЗМЗ-402

Сливаем из двигателя масло.

Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость и снимаем радиатор.

Отсоединяем от выпускного коллектора приемные трубы.

Снимаем карбюратор и крыльчатку вентилятора. Это убережет их от случайного повреждения.

Ключом на 14 выворачиваем штуцер и отсоединяем шланг масляного радиатора.

Второй шланг масляного радиатора отсоединяем от крышки распределительных шестерен

Запомнив или записав расположение остальных шлангов и электропроводки, отсоединяем их.

Притирка клапанов ЗМЗ-402 поэтапно с иллюстрациями

Подробнее: Притирка клапанов ЗМЗ-4021. Берем торцовый ключ на 22  или подходящий отрезок трубы.

С торца трубки или ключа вставляем кусок ветоши (чтобы сухари не вылетели при демонтаже)