Карбюратор К-151, К-151Д устанавливают на двигатели модели 402 и 4021.

Карбюратор К-151 (рис. 1) состоит на трех основных разъемных частей, соединенных через уплотняющие прокладки винтами

Верхняя часть — крышка карбюратора включает воздушный патрубок, разделенный на два канала, с воздушной заслонкой в канале первой камеры.

Средняя часть состоит из поплавковой и двух смесительных камер и является корпусом карбюратора.

Нижняя часть — корпус дроссельных заслонок включает смесительные патрубки с дроссельными заслонками первой и второй камер карбюратора.

Прокладка между средней и нижней частями карбюратора - является уплотнительной и теплоизоляционной.

Конструктивно карбюратор состоит из двух смесительньных камер — первой и второй.

Каждая из камер карбюратора имеет собственную главную дозирующую систему.

Схема карбюраторов К-151. К-151 Д: I - схема управления экономайзером принудительного холостого хода (К-151 для ЗМЗ-4025, -4026); II - схема управления экономайзером принудительного холостого хода (К-151 Д для ЗМЗ-4061,4063); 1 - топливный клапан; 2 - поплавок 3 - пробка; 4 - воздушный жиклер переходной системы; 5 - эмульсионный жиклер переходной системы; 6 - винт крепления распылителя эконостата второй камеры; 7 - распылитель эконостата второй камеры; 8 - воздушный жиклер главной дозирующей системы второй камеры; 9 - эмульсионная трубка главной дозирующей системы второй камеры; 10 - малый диффузор второй камеры; 11 - выпускной шариковый клапан ускорительного насоса; 12 - распылитель ускорительного насоса; 13 - воздушная заслонка; 14 - малый диффузор первой камеры; 15 - воздушный жиклер главной дозирующей системы первой камеры; 16 - эмульсионная трубка главной дозирующей системы первой камеры; 17 - блок воздушного жиклера с эмульсионной трубкой системы холостого хода; 18 - эмульсионный жиклер системы холостого хода; 19 - воздушный жиклер системы холостого хода; 20 - винт заводской регулировки состава смеси; 21 - главный топливный жиклер первой камеры; 22 - заглушка; 23 - крышка карбюратора; 24 -регулировочный винт перепуска топлива системы ускорительного насоса; 25 - вытеснитель; 26 - корпус карбюратора; 27 - впускной шариковый клапан ускорительного насоса; 28 - крышка ускорительного насоса; 29 - пружина; 30-рычаг привода ускорительного насоса; 31 - диафрагма ускорительного насоса; 32 - электромагнитный клапан; 33 - электронный блок управления; 34 - контроллер; 35 - микровыключатель; 36 - перепускной жиклер ускорительного насоса; 37 - диафрагма экономайзера принудительного холостого хода; 38 - клапан экономайзера принудительного холостого хода; 39 - ограничительный колпачок; 40 - винт состава смеси; 41 - корпус экономайзера принудительного холостого хода; 42 - винт эксплуатационной регулировки холостого хода; 43 - трубка к вакуум-корректору; 44 - дроссельная заслонка первой камеры; 45 - кулачок привода рычага ускорительного насоса; 46 - ролик рычага ускорительного насоса; 47 - корпус дроссельных заслонок; 48 - дроссельная заслонка второй камеры; 49 - трубка подвода разрежения к электромагнитному клапану; 50 - калиброванное отверстие; 51 - прокладка; 52 - главный топливный жиклер второй камеры; 53 - трубка к клапану системы рециркуляции отработавших газов; 54 - трубка подвода картерных газов; 55 - топливоподводящая трубка; 56 - сливная трубка; 57 - топливный фильтр

Система холостого хода — с количественной регулировкой постоянного состава смеси (автономная система холостого хода).

Во второй камере карбюратора имеется переходная система с питанием топливом непосредственно из поплавковой камеры, которая вступает в работу в момент открытия дроссельной заслонки второй камеры.

Ускорительный насос — диафрагменного типа.

Для обогащения горючей смеси при полной нагрузке во второй камере предусмотрен эконостат.

Схема полуавтоматического устройства пуска и прогрева: 1,5,6,16 - рычаги; 2 - пусковая пружина; 3 - промежуточный рычаг; 4 - тяга пневмокорректора; 7 - тяга; 8 - секторный рычаг; 9 - воздушная заслонка; 10 - крышка карбюратора; 11 - уплотнительный элемент; 12 - регулировочная муфта; 13 - корпус поплавковой камеры; 14 - рычаг привода воздушной заслонки; 15 - упорный винт дроссельной заслонки первичной секции карбюратора; 17 - дроссельная заслонка первичной секции карбюратора; 18 - корпус смесительных камер; 19 - винт с роликом; 20 - упор; 21 - штифт; 22 - профильный рычаг; 23 - пружина пневмокорректора; 24 - крышка пневмокорректора

Система пуска холодного двигателя (рис. 2) — полуавтоматического типа, состоит из пневмокорректора, системы рычагов и воздушной заслонки, закрытие которой перед пуском холодного двигателя производится водителем при помощи ручного привода.

В момент пуска двигателя пневмокорректор, используя разрежение, возникающее под карбюратором, автоматически приоткрывает воздушную заслонку на требуемый угол, обеспечивая устойчивую работу двигателя при прогреве.

При вытягивании ручки тяги воздушной заслонки необходимо нажать на педаль акселератора.

Система отключения подачи топлива (экономайзер принудительного холостого хода) вступает в работу на режиме принудительного холостого хода при торможении автомобиля двигателем, когда нет необходимости в подаче топлива в двигатель.

Тем самым обеспечивается экономия топлива и уменьшается выброс токсичных веществ в атмосферу.

Система отключения подачи топлива карбюратора К-151 состоит из блока управления 33 (см. рис. 1), микровыключателя 35 электромагнитного клапана 32 и экономайзера принудительного холостого хода.

Микровыключатель и экономайзер принудительного холостого хода размещаются на карбюраторе, электромагнитный клапан — блок управления — на щитке передка кабины.

Блок управления 33 представляет собой устройство, которое в зависимости от частоты электрических импульсов, поступающих с катушки зажигания, управляет электромагнитным клапаном 32.

При отпущенной педали акселератора контакты микровыключателя 35 должны быть разомкнуты.

Система отключения подачи топлива работает следующим образом

При отпущенной педали акселератора и частоте вращения коленчатого вала двигателя более 1400 мин -1 блок управления не подает напряжения на электромагнитный клапан, в результате чего через каналы электромагнитного клапана атмосферный воздух поступает в экономайзер принудительного холостого хода, клапан которого перекрывает канал холостого хода.

В случае нарушения нормальной работы системы отключения подачи топлива (двигатель не пускается или «глохнет» при отпущенной педали дроссельных заслонок) необходимо прежде всего убедиться в надежности электрических контактов элементов системы, после чего следует последовательно проверить работоспособность электромагнитного клапана, микровыключателя и блока управления.

Элементы карбюратора К-151: 1 - винт-пробка оси поплавка; 2 - прилив для установки электромагнита системы вентиляции поплавковой камеры (в карбюраторах К-151В); 3 - резьбовая пробка топливного жиклера переходной системы вторичной камеры; 4 - штуцер отбора разрежения в вакуумный регулятор распределителя зажигания; 5 - штуцер отбора разряжения к клапану управления ЭПХХ; 6 - штуцер системы вентиляции картера; 7 - бобышка с топливными жиклерами; 8 - винт крепления бобышки; 9 - штуцер вакуумного управления клапаном рециркуляции отработавших газов; 10 - резьбовая пробка эмульсионного жиклера системы холостого хода; 11 - прилив для штуцера вентиляции поплавковой камеры (только для К-151В); 12 - резьбовая пробка для слива топлива из поплавковой камеры; 13 - штуцер подвода разряжения к клапану ЭПХХ; 14 - винт регулировки состава смеси на холостом ходу (винт качества); 15 - винт упор рычага заслонки первичной камеры; 16 -  переключатель управления ЭПХХ; 17 - винт регулировки частоты вращения на холостом ходу (винт количества); 18 - стяжной винт половинок двуплечего рычага пускового устройства; 19 - рычаг управления пусковым устройством; 20 - рычаг на оси воздушной заслонки; 21 - тяга привода воздушной заслонки; 22 - микропереключатель системы ЭПХХ; 23 - стяжная пружина свободного хода рычага управления дроссельными заслонками; 24 - накладной рычаг кулачка управления пусковым устройством; 25 - регулировочный винт положения тяги привода воздушной заслонки; 26 - открывающий усик рычага дроссельной заслонки вторичной камеры; 27 - закрывающий усик рычага дроссельной заслонки вторичной камеры; 28 - кулачок пускового устройства; 29 - винт упор рычага заслонки вторичной камеры; 30 - топливоотводящий штуцер; 31 - винт крепления кулачка ускорительного насоса; 32 - штуцер подвода топлива
Схема работы карбюратора К-151: 1 - крышка; 2 - клапан разбалансировки поплавковой камеры (только для К-151В); 3 - поплавок; 4 - воздушный жиклер переходной системы вторичной камеры; 5 - топливный жиклер переходной системы вторичной камеры; 6 - резьбовой винт-держатель распылителя эконостата; 7 - главный воздушный жиклер вторичной камеры; 8 - распылитель эконостата; 9 - эмульсионная трубка главной дозирующей системы вторичной камеры; 10 -держатель распылителя ускорительного насоса с нагнетательным клапаном; 11 - распылитель ускорительного насоса; 12 - воздушная заслонка; 13 - вставной малый диффузор вторичной камеры с распылителем; 14 - главный воздушный жиклер первичной камеры; 15 - эмульсионная трубка главной дозирующей системы первичной камеры; 16 - блок топливного и воздушного жиклеров холостого хода с эмульсионной трубкой; 17 - эмульсионный жиклер системы холостого хода; 18 - второй воздушный жиклер холостого хода; 19 - регулировочная игла на жиклере дренажного канала ускорительного насоса; 20 - ограничитель хода всасывающего шарикового клапана ускорительного насоса; 21 - корпус карбюратора; 22 - перепускной (дренажный} жиклер ускорительного насоса; 23 - шарик всасывающего клапана ускорительного насоса;24 пружина хода всасывания диафрагмы ускорительного насоса; 25 - диафрагма ускорительного насоса; 26 - крышка диафрагмы ускорительного насоса; 27 - рычаг привода ускорительного насоса; 28 - главный топливный жиклер первичной камеры; 29 - штуцер клапана ЭПХХ; 30 - диафрагма клапана ЭПХХ; 31 - опорный клапан эпхх; 32 - вставной пластмассовый ограничитель поворота винта качества; 33 - винт регулировки состава смеси (винт качества) на холостом ходу; 34 - разгрузочное поддиафрагменное отверстие в корпусе клапана ЭПХХ; 35 - корпус экономайзера принудительного холостого хода (узел холостого хода); 36 - отверстие регулируемого воздушного клапана системы холостого хода; 37 - винт регулировки частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу; 38 - прокладка узла холостого хода; 39 - дополнительный винт регулировки состава смеси на главной топливоподающей ветви холостого хода (только на ранних модификациях карбюраторов*; 40 - переходное щелевое отверстие системы холостого хода; 41 - дроссельная заслонка первичной камеры; 42 - кулачок привода рычага ускорительного насоса; 43 - ролик рычага ускорительного насоса; 44 - входное окно воздушного канала системы холостого хода; 45 - дроссельная заслонка вторичной камеры; 46 - термоизоляционная наборная прокладка корпуса карбюратора; 47 - корпус дроссельных заслонок; 48 - штуцер отбора разрежения к электромагнитном у клапану управления ЭПХХ; 49 - штуцер отбора разрежения к вакуумному регулятору опережения зажигания; 50 - главный топливный жиклер вторичной камеры; 51 - штуцер отбора разрежения к клапану рециркуляции отработавших газов; 52 - силовая цепь блока управления ЭПХХ; 53 - цепь микропереключателя управления эпхх; 54 - фильтр на вентиляционном штуцере электромагнитного клапана управления ЭПХХ; 55 электромагнитный клапан управления ЭПХХ; 56 - винт крепления топливных штуцеров поплавковой камеры; 57 - топливный фильтр; 58 топливный штуцер; 59 пробка на стенке поплавковой камеры; 60 - запорный клапан поплавкового механизма; 61 - серьга запорной иглы; 62 - язычок поплавка; 63 - электромагнит привода клапана разбалансировки поплавковой камеры (только на карбюраторах К-151В).