На двигателе установлено два гидронатяжителя одинаковой конструкции — для верхней и нижней цепи

Поскольку гидронатяжители постоянно поддерживают цепи в натянутом состоянии независимо от растяжения цепей и износа башмаков, в процессе эксплуатации отпадает необходимость в регулировке натяжения цепей

Устройство гидронатяжителя цепи показано на рисунке 1.

Гидронатяжитель цепи: 1 - резьбовая пробка; 2 - обратный шариковый клапан; 3 - запорное кольцо; 4 - плунжер; 5 - корпус; 6 - пружина; 7 - стопорное кольцо

Плунжер 4 установлен в корпусе 5. В плунжер вставлена пружина 6, которая сжата резьбовой пробкой 1.

В пробке установлен обратный шариковый клапан 2.

На плунжер надеты запорное 3 и стопорное 7 кольца.

На рисунке гидронатяжитель цепи показан в нерабочем («заряженном») состоянии, когда стопорное кольцо удерживает плунжер от перемещения.

Для того чтобы привести гидронатяжитель в рабочее состояние («разрядить» его), нужно нажать на конец плунжера так, чтобы стопорное кольцо переместилось в проточку меньшего диаметра на плунжере, тогда под действием пружины плунжер переместится из корпуса.

На двигатель гидронатяжитель устанавливают в заряженном состоянии.

Под действием пружины и масла, поступающего через клапан из системы смазки двигателя, плунжер нажимает на башмак натяжителя и поддерживает цепь в натянутом состоянии.

По мере того как растягивается цепь и изнашивается башмак натяжителя, плунжер дальше выходит из корпуса, запорное кольцо перемещается в следующую кольцевую канавку на корпусе, препятствуя перемещению плунжера в обратном направлении.

При ударах цепи по башмаку натяжителя (например, при изменении режима работы двигателя) плунжер перемещается назад в корпус на ширину проточки под запорное кольцо. При этом он сжимает пружину.

Кроме того, клапан закрывается и дополнительно происходит демпфирование за счет того, что масло выдавливается через зазор между плунжером и корпусом.

Вам потребуются: ключ «на 12», отвертка.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Придерживая крышку гидронатяжителя (она поджата изнутри натяжителем), ключом на 12 отворачиваем два болта.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Снимаем крышку и вынимаем гидронатяжитель.

 Устанавливаем гидронатяжитель в «заряженном» состоянии, смазав канал в головке блока и, при необходимости, заменив порванную прокладку.

После установки приводим гидронатяжитель в рабочее состояние — «разряжаем».

Зарядка гидронатяжителя

Оправка для сборки гидронатяжителя цепи

Если нет оправки для сборки гидронатяжителя или нет возможности ее изготовить, можно собрать натяжитель следующим образом.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Сводим губки тисков, оставив между ними зазор 19 мм.

Не зажимайте в тисках корпус натяжителя.

Разбирая сразу два гидронатяжителя, не перепутайте их плунжерные пары, т. к. они подобраны с определенным зазором.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Установив корпус натяжителя в тиски, как в зев ключа, отверткой с широким лезвием...

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

выворачиваем клапан.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Вынимаем из корпуса пружину

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Вынимаем плунжер.

Промываем все детали в бензине или керосине, продуваем сжатым воздухом и смазываем моторным маслом.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Из стального листа толщиной 0,8—1,0 мм вырезаем полосу (шириной 10—15 мм, и длиной 25 мм).

Круглогубцами или на оправке сгибаем ее в кольцо диаметром как у плунжера.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Изготовленной оправкой поджимаем в корпусе гидронатяжителя пружину.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Устанавливаем плунжер в корпус.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

При необходимости, тонкой отверткой направляем запорное кольцо.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Отверткой нажимаем на дно плунжера до упора.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

В плунжер устанавливаем пружину, а сам корпус – в тиски.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Преодолевая сопротивление пружины, заворачиваем клапан в корпус гидронатяжителя.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

У правильно заряженного натяжителя плунжер должен полностью войти в корпус.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Отверткой затягиваем клапан, удерживая корпус в тисках (как при разборке).

Не нажимайте на выступающий конец плунжера, а после установки в канал головки блока — на сам натяжитель.

Разрядка гидронатяжителя

После установки гидронатяжителя на двигатель его необходимо привести в рабочее состояние — разрядить. Для этого:

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Ключом на 12 выворачиваем пробку из крышки гидронатяжителя.

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Отверткой через отверстие нажимаем на натяжитель, который «разрядившись», вытолкнет ее

Снятие и установка гидронатяжителей цепей ЗМЗ-409

Устанавливаем пробку на место.

Так выглядит «неразряженный» гидронатяжитель.
Так выглядит разряженный гидронатяжитель