Ремонт шатунно-поршневой группы ЗМЗ-402

1. Снять головку блока цилиндров.

2. Снять масляный насос.

3. Отвернуть гайки 1 шатунных болтов и снять крышку шатуна 2.

Так как крышка сидит плотно, сбить ее несильными ударами молотка.

Вынуть из крышки вкладыш шатунного подшипника.

Отвернуть гайки 1 шатунных болтов и снять крышку шатуна 2

4. Протолкнуть поршень в цилиндр так, чтобы он вышел из цилиндра, а затем вынуть его вместе с шатуном.

Вынуть из нижней головки шатуна вкладыш шатунного подшипника.

Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра.

Проверить метки на шатуне и крышке шатуна.

Если метки не видны, пометить шатун и крышку номером цилиндра.

5. Таким же образом вынуть остальные поршни с шатунами.

6. С помощью съемника снять поршневые кольца.

Снять стопорные кольца с двух сторон поршня.

7. Снять стопорные кольца с двух сторон поршня.

можно выбить поршневые пальцы легкими ударами молотка

8. Выпрессовать специальным приспособлением поршневые пальцы.

Если нет приспособления, можно выбить поршневые пальцы легкими ударами молотка через оправку 1 — это необходимо делать на весу, чтобы не повредить поршень.

Вынуть шатун 2 из поршня 3.

9. Таким же образом снять остальные поршни с шатунов.

10. После разборки промыть все детали в бензине.

Сборка двигателя ЗМЗ-402

очистить днища поршней и канавки для поршневых колец от нагара, как показано на рис. 6;

- в случае замены поршня, поршневого пальца или шатуна необходимо:

- вынуть с помощью плоскогубцев стопорные кольца поршневого пальца;

- на приспособлении вынуть поршневой палец (поршневые кольца перед этим должны быть сняты);

- подобрать новые поршни по гильзам с зазором 0,012—0,024 мм.

Подбор проверяется протягиванием при помощи пружинного безмена ленты-щупа, заложенного между поршнем и цилиндром.

Щуп располагается в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца.

Поршень должен быть без поршневых колец.

Усилие протягивания при нормальной комнатной температуре (+20°с) должен быть в пределах 3,5—4,5 кг.

Размеры ленты: толщина —0,05 мм, ширина — 13 мм, длина — 250 мм;

- подобрать поршневой палец к шатуну так, чтобы при нормальной комнатной температуре он плавно перемещался в отверстии верхней головки под легким усилием большого пальца руки.

Поршневой палец, должен быть слегка смазан маслом.

Цвет маркировки пальца должен соответствовать цвету маркировки на бобышках поршня;

Запрессовка поршневого пальца в поршень

- произвести подсборку шатунно-поршневой группы на приспособлении (рис. 7).

Поршень перед запрессовкой в него поршневого пальца необходимо нагреть в горячей воде до температуры 70°С; запрессовка пальца о холодный поршень может привести к повреждению поверхности отверстий в бобышках поршня, а также к деформации самого поршня.

Вставить стопорные кольца поршневого пальца в кольцевые канавки бобышек поршня;

- подобрать по цилиндру поршневые кольца; зазор; замеренный в стыке кольца с помощью щупа, должен быть 0,3 — 0,5 мм.

В изношенных цилиндрах наименьший зазор следует делать 0,3 мм;

- щупом проверить боковой зазор между кольцом и стенкой поршневой канавки (рис. 8).

Сборка двигателя ЗМЗ-402

Проверку произвести по окружности поршня в нескольких точках.

Величина бокового зазора должна быть для верхнего компрессионного кольца в пределах 0,050—0,082 мм, а для нижнего компрессионного и маслосъемного колец — 0,035 — 0,067 мм;

- надеть с помощью приспособления на поршень поршневые кольца.

Компрессионные кольца ставят внутренней фаской к днищу поршня, как показано на рис. 12, кольца в канавках должны перемещаться свободно;

Сборка двигателя ЗМЗ-402

- протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить в них вкладыши;

- повернуть коленчатый вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого цилиндров заняли положение, соответствующее нижней мертвой точке;

- смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и гильзу первого цилиндра чистым маслом для двигателя, развести стыки поршневых колец под углом 120° друг к другу, надеть на болты шатунов предохранительные латунные наконечники, сжать кольца обжимкой или, пользуясь конусным кольцом (рис. 9), вставить поршень в цилиндр.

Перед установкой поршня следует еще раз убедиться, что номера, выбитые на шатуне и его крышке, соответствуют порядковому номеру цилиндра, проверить правильность положения поршня и шатуна в цилиндре; метка на поршне «Назад» должна быть направлена к маховику, а отверстие в нижней головке шатуна — в сторону, противоположную распределительному валу;

Размерные группы поршней, шатунов и пальцев

Диаметр пальца, мм

Диаметр отверстия, мм

Маркировка

 

в верхней головке шатуна

в бобышке поршня

пальца, шатуна и поршня

поршня

25,0000-24,9975

25,0070-25,0045

25,0000-24,9975

Белый

I

24,9975-24,9950

25,0045-25,0020

24,9975-24,9950

Зеленый

II

24,9950-24,9925

25,0020-24,9995

24,9950-24,9925

Желтый

III

24,9925-24,9900

24,9995-24,9970

24,9925-24,9900

Красный

IV

Номинальные и предельно допустимые размеры, посадка сопрягаемых деталей шатунно-поршневой группы двигателя мод. 402

Наименование детали

Номинальный диаметр, мм

Наименование сопрягаемых

деталей

Номинальный

диаметр, мм

Поршень

92,0 +0,048

92,0 -0,012

Гильза цилиндра

92,0 +0,084

92,0 +0,024

1-й ремонтный размер

92,5 +0,048

92,5 -0,012

1-й размер

92,5 +0,084

92,5 +0,024

2-й ремонтный размер

93,0 +0,048

93,0 -0,012

2-й размер

93,0 +0,084

93,0 +0,024

Верхнее поршневое

компрессионное кольцо

2,0 -0,012

высота

Поршень

2,0 +0,075

2,0 +0,050

ширина канавки

Нижнее поршневое

компрессионное кольцо

2,0 -0,012

высота

Поршень

2,0 +0,075

2,0 +0,050

ширина канавки

Поршневое

маслосъемное кольцо

0,7 -0,04 x 2+3,5 -0,1

высота двух дисков

и расширителя

Поршень

5,0 +0,055

5,0 +0,035

Поршневой палец

25,0 -0,01

Шатун

25,0 +0,007

25,0 +0,003

Поршневой палец

25,0 -0,01

Поршень

25,0 -0,01

Втулка верхней

головки шатуна

26,27 +0,145

26,27 +0,100

Шатун

26,25 +0,045

Стопорное кольцо

поршневого пальца

2,0±0,03

толщина

Поршень

2,2 +0,12

ширина канавки

Шатунные вкладыши

61,5 +0,019 – 2 (1,75 -0,005)

61,5 +0,019 – 2 (1,75 -0,012)

Коленчатый вал

58,0 -0,02

Шатун

36,0 -0,25

36,0 -0,35

ширина нижней головки

Коленчатый вал

36,0 +0,1

ширина шатунной шейки